Мой инструмент — оркестр
Дирижёр с липецкими корнями покоряет сердца россиян.
Cтрогий чёрный костюм и брошь с изображением Большого театра — теперь это фирменный стиль Анастасии Вельт. Высокую модельной внешности девушку уже сложно представить в ярком легкомысленном платье с мороженым в руках. А ведь ей всего 27. Но что же делать, если приходится руководить людьми, которые старше по возрасту в два, а то и в три раза? Умудрённых опытом музыкантов, всю жизнь проработавших в прославленных коллективах, нужно покорить не внешностью, а своими умениями, собранностью, музыкальностью. Заставить поверить, повести за собой — вот сверхзадача дирижёра симфонического оркестра.
Излили душу в Луганске
Буквально месяц назад она ездила в ЛНР и дирижировала Луганским академическим симфоническим оркестром. Это выступление оставило неизгладимое впечатление в душе молодого дирижёра.
— Есть коллективы неповоротливые, как большие морские лайнеры. Они играют произведение в одном стиле многие годы, перестроиться и сделать
Без сомнения, Анастасия Вельт запомнит эту поездку надолго. Ради таких выступлений, как это, наверное, и стоит долгие годы корпеть, занимаясь музыкой наперекор всем.
Белая ворона
«Ты скрипачка. Занимайся своим делом. Что ты там себе ещё вообразила? Успокойся, какой дирижёр?» — такие рассуждения Анастасия начала выслушивать от преподавателей и сокурсников, как только впервые вслух озвучила свою мечту. Мысль о том, что молодая девушка может стать дирижёром, многим казалась дикой.
— Несколько столетий мужчины не допускали женщин до дирижёрского пульта. Это считалось чуть ли не моветоном, — рассказывает историю вопроса Анастасия. — В Венском и Берлинском филармонических оркестрах, считающихся эталонными, до сих пор коллективы на 70% состоят из мужчин. Это традиция. И кто может лучше ими руководить? Конечно же, мужчины. В ХХ веке, как известно, женщины начали доказывать, что они ничем не хуже. В России, к примеру, стереотип ломала известнейшая Вероника Дударова. У неё был очень жёсткий авторитарный стиль. На репетициях оркестрантов доводила до изнеможения. Но всё же музыкальная среда консервативна. Пример Дударовой — это скорее исключение.
Однако Анастасия чувствовала: дирижёр — её призвание. Однажды, сидя за инструментом в студенческом симфоническом оркестре, заметила: и струнные играют неритмично, и духовые не дотягивают, литавры вступают позже. «Я не могу сидеть в оркестре, потому что знаю, как сделать лучше, я хочу им руководить!» — мысленно сказала самой себе. Опыта управления музыкантами, естественно, у девушки не было. Но помнила, как однажды в 16 лет, когда заболел руководитель церковного хора, она выручила — встала на его место. И получилось неплохо. Этот момент запомнился Анастасии надолго. А мечту руководить более масштабным музыкальным инструментом, которым и является симфонический оркестр, она тихонько лелеяла в сердце.
Смычок и струны
«Быть просто скрипачкой мне стало мало», — признаётся Анастасия. Но что значит: просто скрипачкой? За этим выражением — многие годы тяжёлого кропотливого труда. Скрипка, если на то пошло, — один из самых сложных инструментов. На ней нет клавиш, как на фортепиано, ладов, как на гитаре, — только струны и смычок. Чтобы
— Скрипачи — великие труженики, — резюмирует Анастасия Вельт. — Я стала заниматься скрипкой, можно сказать, случайно. С пяти лет ходила в музыкальную школу по классу фортепиано в Липецке. Когда в 12 лет сдала выпускные экзамены, стало немного не по себе: «Неужели это всё? Не будет больше многочисленных репетиций? Не нужно после школы бежать на сольфеджио и музыкальную литературу?» А тут мама вдруг решила на папин юбилей преподнести ему скрипку, игрой на которой он увлекался в юности. Папа сыграл пару раз — и отложил инструмент. А я подхватила… Окончив музыкальную школу по классу скрипки, поступила в колледж искусств имени Игумнова, затем — в Воронежский государственный институт искусств. И вот
Впервые за пультом
Несмотря на противодействие со стороны знакомых музыкантов, Анастасия всё же решила заниматься дирижированием. Брала уроки у Александра Гуры, профессора, дирижёра и руководителя симфонического оркестра при воронежском институте.
— К сожалению, моего прогресса Александру Сергеевичу увидеть не довелось. Примерно через полгода после начала занятий его не стало, — сожалеет Анастасия. — Но этот человек многое мне дал, заложил основы. Он разглядел потенциал, а самое главное — поверил в меня. Я чрезвычайно ему за это благодарна.
Вторым её наставником стал известный
— Когда начинающие дирижёры впервые выходят к оркестру, на них обваливается лавина звуков. Стресс усиливается и
У музыканта есть инструмент. Он может порепетировать дома. За кулисами. Дирижёр же этого сделать не может. Мой инструмент — симфонический оркестр. Каждое движение, жест становятся достоянием публики.
Первым коллективом, с которым мне удалось найти общий язык, стал Новосибирский симфонический оркестр.
Мечта о Ленинградской симфонии
С тех пор Анастасия дирижировала коллективами музыкантов десятки раз. За неполных пять лет ей удалось поработать с оркестром театра «Новая опера» (Москва), Московским оркестром Musica Viva, Новосибирским театром оперы и балета, камерным оркестром «Симфония плюс», с симфоническим оркестром имени Соллертинского.
Тем не менее ей хочется двигаться дальше. Сейчас девушка оканчивает пятый курс консерватории, думает поступать в ассистентуру. Хочет поработать и с другими именитыми коллективами. Стиль её дирижирования далёк от того «музыкального деспотизма», который был характерен для многих великих маэстро ХХ века. В новом веке люди стали другими. Методом одного кнута с ними общаться нельзя — устроят бойкот. Анастасия хочет доказать, что при помощи «мягкой силы», проявляя к музыкантам человечность, разговаривая, убеждая, можно добиваться результатов ничуть не хуже. Ну, а ещё молодой дирижёр сегодня мечтает исполнить знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, написанную им во время блокады. «В ней заложена вся сила России и русского духа», — считает Анастасия Вельт. Выступить с таким произведением ей хотелось бы непременно в
Текст: Юлия Дружинина
Фото: из архива героини