Масленица идёт, блин да мёд несёт
Традиции весеннего праздника
Как вы думаете, какой у россиян самый любимый после Нового года праздник? Правильно, Масленица! По опросу ВЦИОМ, языческий обряд проводов зимы и встречи весны, который по времени совпадает с православной Сырной седмицей, отмечают 53% жителей страны. 48% на масленичной неделе будут встречаться с родственниками и друзьями. 87% готовятся есть блины, а 75% собираются печь их сами.
Зима надоела, весь хлеб поела
В этом году мы празднуем Масленицу с 20 по 26 февраля. У восточных славян праздник символизировал наступление весны, люди верили, что его обряды прогоняли зиму и помогали получить богатый урожай. Главное блюдо в эти дни — блины, символ солнца. Их должно быть много, и их нужно обильно сдобрить маслом. Когда на Руси укоренилось христианство, церковь переосмыслила праздник. Эта неделя — последняя перед Великим постом, а в него нужно войти чистыми и телом, и душой. Её называют Сырной седмицей: мясо есть уже нельзя, а вот молочные продукты можно.
В наши дни для половины россиян Масленица — это этнокультурное событие. Во многих городах запланированы народные гуляния, концерты, праздничные программы. Липчане тоже могут провести эту неделю весело и с пользой.
Например, в Липецком
— Уничтожение чучела как символа всего плохого и больного имеет три варианта: сожжение, утопление и разорение, — рассказывает ведущий методист
Бабка-кочерга , пеки блины с четверга
Мы выбрали интересные народные обычаи наших краёв, связанные с Масленицей, из книги Кристаллины Иващенко «Календарные обряды Верхнего Дона». Цитируем по тексту: «Мясу больше не едят, тока блины с яйцами, маслом и рыбу. А патом уш и рыбная заговина перед постом».
В наших краях на Масленицу обязательно пекли толстые блины, которые отличаются от блинчиков: «Блины кислые ставим на ночь: мука, манка, блинная гуща. Блинцы на малаке тонкие, а эт блины настоящие». В Сырском во вторник и среду блины пекли из пшеничной муки. А с четверга — из пшённой. Их обильно смазывали сливочным маслом, а то ещё и яйцом. Готовили особую «окуналочку» — смесь яиц, растопленного сливочного масла и соли. Пекли особое блюдо — кашник — праздничный каравай из пшённой каши, молока, яиц, масла. Блины ели досыта, приговаривая: «Блин не клин, брюхо не расколет».
На горах покататься, в блинах поваляться
В селе Романово уже со вторника по домам ходили ряженые. Их угощали блинами и приглашали зайти к столу: «Хто што навешает: разноцветные юпки, нос морковкой, ф карманах блины, заходят по домам — хто стопку налил, то пашутили, то с гармошкою».
Обязательным ритуалом — даже у взрослых — было катание с гор. Те, у кого не было санок, использовали подходящие предметы, например кольца от прялок. Делали калганы, или ледянки: обмазывали коровьим навозом старое решето или корзину: «Вот карова аправицца, и накладаешь, делаешь тарелкой, как сесть, круглую. А патом её мочишь снежком, на улице водой поливаешь дня четыре. Заплятуть, замарозють и катаюцца».
Зять на порог — тёща за яйца
На Масленицу в наших сёлах обычно «обкатывали молодых»: молодожёнов, поженившихся в этом году, катали на лошадях по селу в разукрашенных санях. В четверг молодожёны уезжали к родителям невесты и находились там до Прощёного воскресенья. На широкий четверг зять обязан был сделать тёще подарок — лапти, кусок мыла, грабли. «Зять на порог — тёща за яйца» — это шуточная масленичная поговорка. Встречая зятя, тёща старалась получше его угостить и жарила яичницу.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить
В наши дни на гуляниях в последний день Масленицы обязательно сжигают чучело.
— В некоторых сёлах вечером Прощёного дня на дороге вместе с соломой сжигали старые ненужные вещи, — пишет Кристаллина Иващенко. — В некоторых местах жгли солому и делали факелы. Иногда зажжённую солому на санях спускали с горы. Иногда во время сжигания приговаривали определённые магические тексты: «Лодыри, лоботрясы, пьяницы — уходи!»
В Сырском же, по воспоминаниям старожилов, обязательно делали чучело из соломы в человеческий рост, наряжали как бабу — в старую рубаху, юбку, платок, повязывали кушаком.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий пост
Прощёный день был кульминацией всей недели. Самый важный ритуал — просить прощения. Вместо традиционного «Здрасте!» было принято говорить: «Прости меня!». В ответ: «Бог простит, и я прощаю!» Сначала прощения просили у близких и родственников. Потом у соседей и у любого встречного на улице. В Сырском в этот день после обеда обязательно ходили на кладбище — прощаться с покойниками: «Ну, и тогда колокол вдарил, и фсе идуть на кладбищу вечером. Там галасьба, каждый призывая у матри, иль у отца, иль у братьев: прастите мене, што, мож быть, чем мы были виновны пиред вами, теперь вы нас прастите!» Вечером Прощёного дня было заговенье на Великий пост. За столом семья в последний раз перед Пасхой угощалась яичницей, блинами и молочными продуктами.
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин