Как Липецк стал городом авиаторов?
Краеведческие очерки о местных и иностранных асах.
Липецк, известный во всём мире как город металлургов, также по праву можно назвать городом авиаторов. Причём и тот, и другой статус Липецк получил примерно в одно и то же время. Если не брать в расчёт эпоху Петровских заводов, когда Липецк ещё не был городом, то городом металлургов он стал в 1902 году, а история Липецка авиационного начинается в
Первый самолёт
Первый раз липчане увидели самолёт 20 мая 1912 года. Тогда с городского ипподрома после бегов в липецкое небо на аэроплане «Блерио» поднялся знаменитый лётчик Борис Росинский, которого с лёгкой руки Ленина все знают теперь как «дедушку русской авиации», хотя в 1918 году, когда к нему прилипло это прозвище, Росинскому было всего 33 года.
Росинский взлетел только со второй попытки. Липецкий корреспондент «Козловской газеты» рассказывал, что самолёт поднялся на высоту 100 саженей, сделал большой круг около версты диаметром и благополучно приземлился на ипподроме. Зрелище продолжалось три минуты.
Это, конечно, было забавой для липчан, но полёт в нашем небе Росинского стал началом авиационной эры для Липецка.
Нижегородские «муромцы»
Следующим этапом в авиационной истории города стало 4 ноября 1918 года. Тогда, пишут липецкие издания, «на городском ипподроме приземлился первый боевой самолёт из эскадры воздушных кораблей (ЭВК) „Илья Муромец“, пилотируемый Иосифом Башко».
Но, как можно судить по документам, приведённым историком авиации Анатолием Сергиенко в книге «Эскадра воздушных кораблей „Илья Муромец“. История создания и боевого применения в документах и воспоминаниях», этот рассказ не соответствует действительности. Первые «Муромцы» из Нижнего Новгорода, где они до этого базировались, в Липецк перебросили в разобранном виде по железной дороге.
Что касается Иосифа Башко, то он со своим экипажем действительно перегонял своим ходом один из «Муромцев». Вылетев из Нижнего 25 октября,
Эртиль имел прямое отношение к проекту советской власти по возрождению эскадры боевых кораблей. Липецк был выбран для базирования самолётов «Илья Муромец» — тут их хранили, ремонтировали и модернизировали. Но на боевые задания из Липецка «Муромцы» никогда не летали. Как раз для этого существовал аэродром в Эртиле, куда Башко и прилетел 4 ноября 1918 года.
Первый «Муромец» из тех, которые гнали своим ходом, приземлился в Липецке только 18 ноября.
Авиационный завод Саковых
Почему местом базирования эскадры боевых кораблей выбрали именно Липецк? Когда встал вопрос о переброске «Муромцев» на новое место дислокации, начавиаюжфронта (начальник авиации Южного фронта) Иван Петрожицкий предложил на выбор аэродромы в Сторожке недалеко от Воронежа, в Мордово и в Жердёвке в районе Борисоглебска. Как видно, Липецка в этом списке нет. Но Алексей Панкратьев, назначенный главой комиссии, которая должна была подыскать место нового базирования ЭВК, судя по всему, проявил инициативу и включил в список Липецк. Анатолий Сергиенко в своей книге не приводит ни одного документа, составленного Панкратьевым, где бы упоминался
Кроме этого преимущества Панкратьев называет то, что в Липецке есть ликёрный завод. В авиации для разных технических целей широко используют спирт. Некоторые самолёты, которым требуется особенно много С₂H₅OH, называют даже «летающими гастрономами».
Но самым главным преимуществом Липецка Панкратьев посчитал «Липецкие Аэропланные Мастерские» (ЛАМ), построенные по инициативе статского советника Ставра Елевтерьевича Сакова (о героях Первой мировой войны лётчиках братьях Саковых см. № ??? от 10 мая 2023 года). Строительство этого, говоря современным языком, авиационного завода спонсировали, например, липецкие купцы Быханов и Хренников. Липецкая авиастроительная компания заключила с управлением
Так вот, наличие авиастроительного завода в Липецке было важным преимуществом. Дело в том, что «Муромцы» к тому времени сильно поизносились, а во всей России, охваченной революционным хаосом и Гражданской войной, негде было привести их в боеспособное состояние.
«Ввиду того что в настоящее время нет такого места, где бы, кроме мечтаний, практически проводился в жизнь не только прогресс, но хотя бы воссоздание тяжёлой авиации, — писал бывший в своё время командиром дивизиона воздушных кораблей „Илья Муромец“ Василий Ремезюк, — попытки
И вот — удача! Оказывается, место, о котором мечтал Ремезюк, есть в Липецке. Правда, «Липецкие Аэропланные Мастерские» в начале 1918 года закрылись, но в городе осталось около 70 специалистов, которые там работали, и сохранились все восемь цехов: слесарный, столярный, малярный, кузнечный, сборочный,
Красная авиация
С 1918 года Липецк становится местом притяжения военной авиации. В 1923 году сюда переводят из Москвы
В
Бомбили или не бомбили
С немецкой авиашколой долго связывали миф, который, может быть, и не был мифом, что Липецк во время войны не бомбили. Во всех местных изданиях до 2011 года можно было прочитать, что в Липецке учился Герман Геринг и здесь у него была русская подруга, «шоколадница», как тогда говорили про девушек, которые путались с немецкими лётчиками. Якобы поэтому шеф Люфтваффе в память о возлюбленной запретил бомбить Липецк.
Ветер подул в обратную сторону после того, как вышла в свет книга Юрия Тихонова «Засекреченный город» — все после этого стали доказывать, что Липецк бомбили. В этой книге вопросу о бомбардировках Липецка уделён всего один абзац. Сам Тихонов не приводит никаких документов и доказательств и ссылается на липецких краеведов, которые, по его словам, основываясь на архивных материалах и воспоминаниях липчан, доказали, что Липецк всё же бомбили. Среди объектов бомбардировок он называет, например, завод «Свободный сокол» и Христорождественский собор.
«Свободный сокол» могли бомбить и, как рассказывают ещё живые очевидцы, бомбили. На это указывает и улица Зенитная, которую 6 мая 1965 года переименовали в Газина. Улица находится в 500 м от завода, и там во время войны, видимо, стояла зенитная батарея, прикрывавшая завод. Но из того, что немцы бомбили район Сокола, не следует, что они бомбили сам Липецк.
Село Сокольское включили в черту Липецка только 15 июня 1960 года. Поэт Василий Каменский, описывая в
Что касается Христорождественского храма, то речь, судя по всему, идёт о том, который стоит на улице 9 января. От него до «Свободного сокола» примерно 1,5 км, и немцы, целясь в завод, вполне могли попасть в храм, хотя историки Липецкой епархии ничего об этом не пишут.
Герой Советского Союза Сергей Шпуняков пишет в своей книге «В крыле у «Дракона», что во время войны его полк делал передышку на липецком аэроузле и он видел немецкие листовки, подтверждающие, что Липецк не бомбили: «Аэродром был буквально усеян листовками, — рассказывает Шпуняков. — Поднимаем листовки, они двусторонние — на одной пропуск для перехода в плен, на другой написано: „Мы здесь учились, бомбить вас не будем“. Под этим подпись: „Немецкие лётчики“. Помню, что мы очень этому удивились. Мы не знали, что многие из воевавших с нами немецких лётчиков учились лётному делу в Липецке. И они на самом деле Липецк никогда не бомбили. Вокруг Липецка всё бомбили, но Липецк не трогали. Такое вот чудо».
Одним словом, точку в спорах о бомбардировках Липецка ещё не поставили.
После того как немецкую школу закрыли, что в первую очередь было связано с приходом к власти в Германии нацистов, в Липецке разместилась Высшая
Люди особого типа
Именно потому, что авиация — это довольно опасная отрасль человеческой деятельности и требует от лётчиков готовности к самопожертвованию, по количеству людей героического типа Липецк, конечно, стоит на одном из первых мест в России.
Самым известным авиапроисшествием и примером самоотверженности стала катастрофа бомбардировщика
21 апреля 1987 года подвиг Шерстобитова и Кривенкова повторили пилоты авиацентра Евгений Захаров и Владимир Новосёлов. В тот момент, когда они находились над селом Колыбельское в Чаплыгинском районе, их
7 февраля 1992 года, спасая людей на земле, погиб начальник Липецкого авиацентра Суламбек Осканов. Он увёл падающий самолёт от села Хворостянка Добринского района и на скорости 900 км/ч врезался в землю на окраине деревни Казельки. Осканов стал первым, кому присвоили звание «Герой России». Правда, чтобы не начинать список героев с формулировки «присвоить посмертно», ему дали Звезду № 2.
Единственным лётчиком авиацентра, который отвёл падающий самолёт от населённого пункта и после этого смог катапультироваться, стал Александр Петров. Это тот самый лётчик, который сопровождал из Краснодара в Чечню истребитель начальника авиацентра Александра Харчевского с Владимиром Путиным на борту. Свой подвиг Петров совершил 17 мая 2001 года во время подготовки к авиашоу. Самолёт начал падать над Новолипецком, Петров увёл его за город, но по курсу падения были деревни Нарышкино и Васильевка. Петров удерживал машину, пока и они не остались позади. Семь лет спустя ему тоже присвоили звание Героя России, но не за то, что в
Всего же в мирное время героически погибло около 50 липецких лётчиков.
Текст: Виктор Унрау
Фото: ОКУ «ГАЛО»