Этнофестиваль в Нижнем парке: всё от вологодского льна до тульских и архангельских пряников
В Нижнем парке собрались 60 мастеров со всей страны.
Все три дня городского праздника, с 15 по 17 июля, в Нижнем парке проходил этнофестиваль «Липецкое городище».
Уже с самого утра народу в парке полно. В основном ходят по торговым рядам.
Покупают, правда, мало, в основном смотрят. Здесь всё на свете: от оловянных солдатиков и вологодского льна до тульских и архангельских пряников.
— Мы приехали из Архангельска. Продаём пряники «козули», — рассказывает Марина Бахорина. — Это всё ручная работа и бренд нашего города. В старину на севере пряники делали в форме домашних животных. Козы и овцы — это священные животные, признак достатка. Как у нас говорили: «Козулька в дар — достаток в дом».
Уличные артисты Илья и Мирон Борисановы приехали с отцом из Волгограда. Отец торгует коваными ножами, шашками, казацкими косоворотками и кубанками из чёрного каракуля, а они поют казацкие песни, вроде «Пуля ранила донского казака». Сегодня духовное здесь пользуется большим спросом, чем материальное. У отца торговля идёт неважно, а им в картонную коробку за полчаса работы накидали около тысячи рублей.
Юрий Власов с женой приехали из Волово. Чеканят на заказ памятные монеты. Могут отчеканить сувенир с липецким Городищем, с гербом Липецка или просто сердечко «под золото». Делается это так. Власов вставляет матрицу в пресс. На неё кладёт медную, мельхиоровую или латунную заготовку, накрывает её другой матрицей и со всего размаха бьёт по прессу кувалдой. Монетка готова.
— Бизнес не всегда прибыльный, — рассказывает Юрий. — В прошлом году закупили заготовки, заказали матрицы, но прогорели. Надеемся отбить расходы в этом году.
Свои монеты чеканят и реставраторы на площадке «Позднее Средневековье». Каждый час здесь показывают строевую подготовку, учат, как обращаться с мушкетом. Работают ремесленники — кто куёт гвозди, кто мелет муку.
Два года назад среди реставраторов появился новый персонаж Егор Ермолов. Он единственный в области, кто занимается военно-исторической реконструкцией эпохи Первой мировой войны. На фестивале у него нет своего лагеря. Егор непрерывно перемещается по всему парку с трёхлинейкой на плече и охотно демонстрирует своё снаряжение.
— Это оригинальный брезентовый патронташ 1917 года выпуска, — рассказывает реконструктор. — Патронташ на 100 патронов. Видите, по пять кармашков с каждой стороны. В кармашке по две обоймы. Когда я его купил, в нём оказался охотничий билет предыдущего владельца, выданный в 1926 году. Сзади, смотрите, подсумок для пакета первой помощи — там перевязочные материалы. За спиной рюкзак с лопатой и котелком. Ну, а из одежды — мундир, кожаные ботинки, обмотки, бриджи и шлем из марганцевой стали.
Может быть, самой забавной площадкой фестиваля стал продуктовый развал советский эпохи.
Здесь всё, как в СССР: молоко в треугольных пакетах, сок на розлив и в трёхлитровых банках, соль, правда, не поваренная, а пищевая, как сейчас, но картонная упаковка очень похожа на советскую.
Всё остальное тоже из Союза — механические весы с гирями и большие счёты с деревянными косточками.
Главное, все цены в копейках, и принимаются только советские монеты. Соль, например, стоит 10 копеек. Но ностальгическая лавка осталась без выручки — ни у кого не нашлось советских денег.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин, Павел Семёнов