Архитектурная империя Левобережья
Вспоминаем историю местных «сталинок».
В предыдущих материалах рубрики:
Как депутаты первого горсовета проводили нэп и боролись с туберкулёзом
Индустриализация, открытие театра и уплотнение — 1920-е в Липецке
Опись и изъятие церковных ценностей, закрытие храмов и перегибы в борьбе с религией
Великий выпуск
Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать (2 часть)
Новогодняя ностальгия
Любимый Нижний
Липецкие «сталинки». «Красочно, мажорно, победоносно!» — так характеризовал эти здания и вообще всё, что построено в стиле сталинского ампира, живший в нашем городе профессор архитектуры Андрей Диомидович Князев. Ансамблями жилых домов Левобережья можно долго любоваться — и сожалеть о том, что им на смену пришла «функциональная типовая архитектура». Липчанка Евгения Пятых — одна из тех, у кого болит душа за постройки сталинского периода. Она считает, что некоторые из этих зданий необходимо причислить к объектам культурного наследия.
Монументальный классицизм по-липецки
Дома с ротондами, эркерами, лепными карнизами и фигурными балконами. Архитектурный стиль застройки Левого берега мало кого может оставить равнодушным. Евгения Пятых засматривалась на эти здания ещё школьницей. Став
Классикой по баракам
В
14 февраля
9 февраля 1931 года в управлении строительства Липецка рассмотрели проект планировки Новолипецкого района. Сначала строить жильё хотели на правом берегу —
Масштабность строек по всей стране требовала от архитекторов новых методов. В
— Но весной 1932 года Иосиф Сталин издал приказ о резком изменении архитектурного стиля, — рассказывает Евгения Пятых. — Это решение ошеломило архитекторов внезапной высочайшей рекомендацией использовать «как новые, так и лучшие приёмы классической архитектуры». Оно означало, что дома будут более красивыми и парадными. Началось проектирование и строительство жилья «не барачного типа».
— Этот стиль насаждался Сталиным не случайно, — объясняет член Экспертного совета при губернаторе Липецкой области Сергей Сошников. — Чтобы показать миру качественные преимущества среды обитания победившего пролетариата. Использование приёмов и деталей классицизма и ампира наполеоновской эпохи не сводилось к механическому копированию, а творчески переосмыслялось с внедрением атрибутов советской символики. В декоре возведённых в ту пору зданий мы видим снопы пшеницы, пятиконечные звёзды, серпы с молотом, обилие скульптур и барельефов, посвящённых людям труда.
Анфилады комнат и лепнина
В
— Я сама жила тогда в другом районе, — вспоминает Евгения Пятых. — Но училась в
Дворец для людей труда
Особенно ярко парадная монументальность сталинской архитектуры видна в проектах домов культуры и прочих общественных зданий. В 1956 году в городе открыли ДК НЛМЗ — по типовому проекту известного архитектора Константина Барташевича. «Широкие ступени взбегают к подножиям устремлённых ввысь колонн. Отворяются массивные двери — дуб, стекло, бронза. За ними разноцветные квадраты метлахской плитки, никель гардероба, зеркала, — писала 19 мая
Люди труда получили возможность проводить досуг в прекрасных условиях. В ДК постоянно проходили концерты, праздники, выставки, занимались кружки и известные творческие коллективы: русский народный хор новолипецких металлургов имени Мистюкова, народный духовой оркестр, народный цирк «Юность», ВИА «Орфей». В двух залах ДК одновременно могли разместиться более 1 000 человек.
ДК НЛМЗ стал ядром района. Площадь перед ним украсил большой круглый фонтан.
Дворец культуры и техники НЛМК (такое название ДК получил в 1981 году) — пример того, как уникальное здание не смогли спасти от разрушения. В 2008 году тут начали капитальный ремонт, но потом приняли решение полностью реконструировать объект, пообещав при этом «сохранить его архитектурный облик». Теперь тут Корпоративный университет НЛМК — стильный и современный. Но сталинского ампира в его облике практически не осталось.
Сберечь для потомков
Хотя в Липецке есть примеры и другого отношения к архитектурному наследию тех лет. В 2020 году ФКР капитально даже не отремонтировал, а отреставрировал дом № 38 по проспекту Мира, один из ярких примеров сталинского ампира в городе. Зданию 1952 года постройки вернули его первоначальный облик. Элементы декора строители восстанавливали по старым фото. Особенно тяжело было воссоздать первоначальный колер фасада: за эти годы здание много раз перекрашивали. Первоначальные охряные тона определили с помощью архитектурного зондажа — этот метод применяют при реставрации исторических памятников, последовательно снимая слои краски. Недостающие детали для старинных ротонд на крыше отливали специально. Пришлось повозиться и с балконами, которые жильцы обшили современными материалами. Им вернули первоначальный облик.
— Отрадно, что при ремонте этих зданий строители обращаются за советом к нашим ведущим архитекторам, — объясняет Сергей Сошников. — Это позволяет воссоздать первоначальный облик и колористические особенности объектов такого важного этапа развития отечественного зодчества.
Все старые дома хранят много тайн. Одна из них вскрылась, когда строители разбирали крышу. Они нашли тайник с любовным письмом.
Яркая веха в архитектуре
Через два с лишним года после смерти Сталина, осенью 1955 года, ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление № 1871, которое поставило жирную точку в эпохе господства сталинского ампира. Ему на смену пришла типовая застройка, которая господствовала до самого распада СССР. Не стоит относиться к ней предвзято негативно. Чтобы массово обеспечить советских людей жильём, требовались функциональные, конструктивные и экономичные архитектурные решения. Но нельзя небрежно относиться и к нашей истории — в том числе архитектурной.
— Сейчас главная проблема этих районов города — преуменьшение их исторической значимости в концепции формирования города, — доказывает Евгения Пятых, — недооценённость и малоизученность архитектурного направления, которое, по сути, является последней яркой вехой в структуре стилей архитектуры России.
Гуманность и соразмерность человеку
— Искусствоведы
Причислить к культурному наследию
Евгения Пятых, архитектор III категории по направлению «проектные работы по реставрации и консервации на объектах культурного наследия» ООО НПЦ «Черноземье»:
— Темой «Сталинская архитектура» я увлеклась, работая архитектором в ОБУК «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области». Стала плотно изучать объекты данной эпохи в Липецке и поняла: многие из этих зданий просто необходимо отнести к объектам культурного наследия. Иначе время пройдёт, мы спохватимся — а будет уже поздно. В Липецке есть подобный печальный пример — город XIX века фактически стёрт с лица земли, дореволюционные объекты культурного наследия по большей части утрачены. Сейчас необходимо направить свой взор на сохранившиеся объекты советской эпохи, которые пусть и относятся к более позднему периоду, но являются неотъемлемой частью истории Липецка, не менее значимой. Тем более что необходимые 40 лет от создания объекта архитектуры до его объективной оценки уже прошли, а значит, объективное основание официально причислить некоторые здания
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин и ОКУ «ГАЛО»