Сказ о Петре Алексеевиче, граде Липецке и руде чудесной
Согласно преданию, Липецк появился благодаря счастливой случайности.
Пётр I ехал в Воронеж по Большой Посольской дороге и остановился в селе Липские Студёнки неподалёку от Паройской пустыни. Помолившись в Успенском храме монастыря, «Пётр осмотрел окрестности и на склоне горы, под которой находился монастырь, обнаружил залежи железной руды и решил построить здесь железоделательный завод».
Легенды Верхнего парка
В этом предании достоверно только то, что Пётр ездил по Посольской дороге через место, где несколько десятилетий спустя появится Липецк, и действительно мог найти руду около монастыря.
Из Москвы в Воронеж было тогда две дороги. Одна шла через Елец на слободу Тешевку (будущий Задонск), а дальше через Хлевное до Воронежа. Другая была через село Слободское (позже крепость Ораниенбург), Сокольск, Липские Студёнки и тоже уходила на Хлевное. По Посольской дороге мимо монастыря ездили, когда на Воронеже не было разлива. Из книги путешественника Корнелия де Бруина, который в 1701 году был с царём в Воронеже, мы знаем, что Пётр ездил через Липские Студёнки мимо Паройской пустыни. От пустыни до реки Воронеж дорога проходила там, где сейчас улица
— Руда у нас практически везде, — объясняет краевед Александр Клоков. — Это руда вторичного происхождения. Она залегает по крыше известняков и чаще приурочена к карстовым впадинам и воронкам. Известняк у нас везде, и поверх известняка лежит руда. И склон под Верхним парком не исключение. Я там вожу людей и показываю: вот это та самая руда, с которой всё началось.
Липецкий железорудный бассейн
По легенде, именно находка у Пароской пустыни натолкнула Петра I на мысль открыть в Липских Студёнках металлургическое производство. Но царь и до этого должен был знать, что в районе будущего Липецка есть железная руда. Кузьма Борин совсем не случайно построил завод в Романовском уезде. До этого он работал в Рудокопном приказе, который занимался разведкой полезных ископаемых, и хорошо знал о месторождениях руды в этом районе.
Историк Наталия Козлова пишет, что строительство металлургических заводов на территории будущей Липецкой области определялось наличием благоприятной сырьевой базы: здесь имелись залежи железной руды, много лесов, необходимых для производства древесного угля, и реки, которые приводили в движение заводские механизмы. Она же отмечает, что ещё до появления крупных металлургических предприятий местное посадское население занималось железоделательными промыслами, что уже само по себе говорит о наличии руды. И Пётр не мог этого не знать.
По Ивановскому каналу
Однако, судя по всему, царь первое время не планировал расширять металлургическое производство в районе будущего Липецка. Александр Клоков говорит, что сначала Пётр намеревался перебрасывать металл, оружие и корабельную оснастку в Воронеж и дальше до Азова из
Для этого между Окой и Доном строили Ивановский канал. В 1702 году канал был готов, но, как сообщает энциклопедия Брокгауза и Ефрона, его не смогли использовать «вследствие недостатка воды для искусственного провода судов». Если бы из Тулы на юг пошли баржи с металлом, Липецк, скорее всего, никогда не появился бы на карте России. Во всяком случае, именно после неудачи английского инженера Джона Перри, который пообещал построить канал, у нас появились первые домны Верхнего завода.
Таинственный указ
Именно эти домны и положили начало нашему городу, считают учёные Института истории РАН, которые в
Однако царского указа о строительстве металлургического предприятия на реке Липовке, возможно, вообще никогда не существовало. По крайней мере, историки его до сих пор не обнаружили. Как пишет доктор исторических наук Ярослав Водарский, указа нет ни в «Письмах и бумагах императора Петра Великого», ни в «Полном собрании законов Российской империи». При этом люди Петровской эпохи, обращаясь к царю в связи со строительством Верхнего завода, указывают, что предприятие строится по его, великого государя, указу.
Например, ответственный за стройку стольник Лукьян Сытин в
«…По твоему, великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу с Воронежа, из Приказу Адмиралтейских дел, велено мне, холопу твоему, строить в Романовском уезде в селе Липских Студёнках новые железные заводы. И те, государь, заводы строятца. А домня вся в одделке. А той домне учинилась остановка за мехами, что строить мехов некому: прислана с Воронежа была толька пять человек. Иван копыл да Карп столяр, и те померли. А ныне осталось толька три человека столярей, Григорей Алексеев с товарыщи, и те хворые. А по скаске ево, Григорея Алексеева, что на Воронеже два человека столярей, которые к тому делу извычайны: Иван Ермолаев, Михайла Яковлев. И чтоб великий государь указал тех столярей прислать с Воронежа на новые железные заводы для строения мехов» (орфография и пунктуация документа сохранены. — Прим. ред.).
Именем царя
По мнению Водарского, этот парадокс можно объяснить особенностями тогдашнего делопроизводства. Центральные учреждения, пишет он, распоряжались тогда от имени царя, и, если Приказ Адмиралтейских дел принимал решение построить, например, железоделательный завод, то оно рассматривалось как отданное лично царём, то есть как указ великого государя. Александр Клоков говорит также, что даже если Пётр I отдал устное распоряжение Фёдору Апраксину, который тогда командовал Адмиралтейством, то Апраксин, поручая строительство Липских заводов Лукьяну Сытину, должен был сказать, что таков указ государя, а не его, Апраксина, самовольство.
Как бы там ни было, легенды не рождаются на пустом месте — за ними всегда стоят реальные факты.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин и ОКУ «ГАЛО