Чугунный барельеф руки. Чей он?
Якобы кисть Петра I.
Легенды о барельефе
Есть две легенды о происхождении этого барельефа. По одной, во время осмотра металлургического завода царь оступился, попал рукой в ящик с формовочным песком, оставив там оттиск своей ладони, а рабочие завода залили оттиск чугуном. По другой, царь уличил
Кугушев об этом ничего не слышал
Князь Николай Кугушев в начале XIX века специально искал в Липецке артефакты, связанные с Петром. Ему, например, от
«Бессмертному Петру угодно было своими руками вытянуть железную полосу, — пересказывает легенду Кугушев. — По окончании работы первый мастер завода тотчас выбил на ней год и тогдашнее число. Монарх, увидя то, спросил: — На что ты её клеймишь? — Как же,
Полос, по словам князя, было несколько, но он не нашёл ни одной. Как он выяснил, ещё при Репнине, владевшем Липскими металлургическими заводами, их порознь отправили в Петербург, в Лондон и «ещё неизвестно куда». Так вот, Кугушев довольно подробно описывает историю с железными полосами, но ни слова не говорит о барельефе с оттиском царской руки. Судя по всему, о существовании этого артефакта в то время никто не знал, если он вообще тогда существовал.
Плиту нашли на свалке
Впервые о чугунной плите с рукой Петра I рассказали «Отечественные записки» уже во второй половине XIX века. Доску, сообщает журнал, «нашли неизвестно в каком месте в
Эта доска, рассказывает безымянный автор книжки «Липецк и Липецкие минеральные воды», напечатанной в 1868 году, вместе с двумя или четырьмя другими чугунными досками до 1865 года валялась в
Деньги решают всё
Известность этот барельеф получил после того, как в середине XIX века владельцы липецкого чугунолитейного завода братья Миловановы сделали слепок с его фрагмента и стали отливать и продавать курортникам четырёхкилограммовые восьмигранные медальоны с «рукой Петра», которые разошлись по всей России. Чтобы вещь продавалась, с обратной стороны медальона братья сообщали как о научно установленном факте, что это подлинный оттиск державной длани.
Почём Миловановы продавали свои медальоны, неизвестно. На Авито сегодня такую безделушку выставляют за 47 тысяч рублей. Не исключено, что на «ладони Петра» зарабатывали не только Миловановы. На рынке есть такие руки на квадратной пластине и отлитые не только из чугуна, но и из бронзы, чего Миловановы точно не делали.
Аристократические пальцы Петра
У человека, который сделал оттиск для барельефа, была мясистая ладонь с короткими пальцами. Но у Петра I были руки с вытянутыми ладонями и длинными пальцами,
На портрете, написанном около 1697 года голландцем Питером ван дер Верфом, у Петра, которому в то время было 26 лет, если не женские, то по крайней мере аристократические руки с длинными тонкими пальцами. Год спустя портрет
Впрочем, судить по портретам о внешности Петра очень сложно. По большинству портретов, начиная с рисунка в «Царском титулярнике», где изображён мальчик с длинными пухлыми пальчиками, выходит, что пальцы у Петра были длинные, а ладонь утончённая. Но на портрете Антуана Пэна, написанном в 1716 году, кисть у Петра очень похожа на ту, которую отлили из чугуна липецкие металлурги.
Трость и левая рука
На некоторых сайтах пишут, что на чугунном барельефе изображена левая рука Петра I. На самом деле это оттиск правой руки — и именно этот факт исключает причастность царя к липецкому артефакту.
Пётр I, как известно, всегда ходил с тростью, которую держал в правой руке, как это изображено на пятисотрублёвой купюре. По этому поводу тоже рассказывают всякие небылицы. Говорят, например, что при росте 2 м 4 см царь носил
Вообще же о барельефе с «рукой Петра» можно сказать лишь одно: никто никогда так и не узнает, оттиск чьей ладони и когда именно залили чугуном липецкие металлурги.
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин, culture.ru, friends.bigasia.ru
В роли Петра I — актёр театра драмы имени Толстого Максим Заврин.
За помощь в организации съёмок редакция благодарит Липецкий Дом музыки