Учить воевать самолёты, пилотов учить побеждать
Очередной выпуск рубрики «Липецк советский» — о том, как наш город жил и развивался при Советской власти. Эти рассказы основаны на архивных материалах, исторических документах, воспоминаниях современников. Для
В предыдущих материалах рубрики:
Как депутаты первого горсовета проводили нэп и боролись с туберкулёзом
Индустриализация, открытие театра и уплотнение — 1920-е в Липецке
Опись и изъятие церковных ценностей, закрытие храмов и перегибы в борьбе с религией
Сегодня рассказ об уникальном подразделении ВКС России — о Липецком авиацентре. О Государственном ордена Ленина Краснознамённом центре подготовки авиаперсонала и войсковых испытаний Минобороны имени Чкалова.
Тут освоили больше 40 типов самолётов и беспилотников, подготовили более 60 тысяч офицеров. Переучили 11
Первый липецкий лётчик
История липецкой авиации началась в годы Первой мировой. В 1916 году тут появилось Товарищество «Липецкие аэропланные мастерские» по сбору французских самолётов «Моран». Свои капиталы вложили и известные в Липецке промышленники Михаил Быханов и Пётр Хренников. Предприятие располагалось на улице Гостиной (ныне Интернациональная). Основал его Николай Ставрович Саков. Он родился в 1889 году. Его отец, дворянин Ставр Елевтерьевич Саков, работал курортным врачом на Липецких минеральных водах, семья жила на улице Дворянской, ныне Ленина. Двадцатилетнего Николая покорила романтика неба, и он отправился во Францию учиться летать. В 1911 году Николас де Сакоф возвращается в Россию. В 1912 году он участвовал в Балканской войне, бомбил турецкие позиции. В 1913–1914 годах работал инструктором в лётной школе Императорского Всероссийского аэроклуба в
Революцию Николай Саков не принял. Он служил в
В бой на сковородке
В 1918 году в Липецке создают один из шести республиканских авиаотрядов и формируют эскадру тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эти самолёты активно участвовали в Гражданской войне. Самолёт «Илья Муромец» русского конструктора Сикорского считали чудом техники. Размах крыла — 32 м, длина — 22 м. Четыре мотора по 100 лошадей придавали машине богатырскую мощь. На ней было установлено несколько мировых рекордов грузоподъёмности, дальности, высоты и продолжительности полётов. К тому же очень комфортными были условия для экипажа: просторная застеклённая кабина с электрическим освещением и подогревом.
Вот как описывал впечатление, которое производил самолёт, Герой Советского Союза
Громить с воздуха
Боевое крещение липецкие соколы получили в боях против деникинцев на Южном фронте. Экипаж — три человека. Три пулемёта и до 500 кг авиабомб. Были и металлические стрелы, которые могли пробить всадника с лошадью. Лётчики сбрасывали и дырявые бочки, которые при падении издавали звуки, приводящие в ужас и людей, и лошадей: те вставали на дыбы и сбрасывали всадников. Выстрелы с земли повредить самолёты не могли. А члены экипажа, чтобы защититься от пуль, клали на сиденья большие сковороды. В 1919 году мамонтовцы шли по тылам Красной армии, захватив Тамбов, Раненбург, Лебедянь, Елец, Грязи, Задонск и Воронеж. РККА громила их конные отряды в том числе и с воздуха.
Школа военлётов
Сам Липецкий авиагарнизон начался со Второй высшей школы красных военных лётчиков. В июне 1923 года в Липецк поступили 30 двухместных французских бипланов «
— По проекту авиаконструктора Поликарпова создали первый советский
Служили два товарища
Первые полёты были назначены на январь 1924 года. Среди молодых курсантов были двое друзей, Евгений Птухин и Александр Борман.
«В своей передней кабине я напряжённо ловил каждое слово инструктора Саввова, который приказал не касаться управления без его сигнала, — позже вспоминал Птухин. — Когда я понял, что мы в горизонтальном полёте, сердце успокоилось, а до этого трепетало. Но тут я понял, что Саввов передаёт мне управление — увидел в зеркале его поднятые руки. Самолёт задрожал, накренился вбок, ветер ударил в лицо —
У Бормана первый полёт прошёл не так гладко. Он наделал больше ошибок, инструктору пришлось самому сажать самолёт. Закатить самолёт в ангар Александру помогли товарищи. А поднимать его хвост пришлось ему самому. Это считалось позором, курсанты приговаривали: «Молодой бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился!»
Судьба же Евгения Птухина трагична. Он летал в небе Испании, был советником по авиации начальника Генштаба, испанцы звали его «генерал Хосе». Одним из первых в стране стал генералом авиации и Героем Советского Союза, командовал воздушным флотом во время войны с Финляндией. Весной
Объект в «городе Л»
В марте 1924 года школу посетил начальник Главвоздухофлота Аркадий Розенгольц. Заявил: «Школа имеет колоссальное значение». Но уже через месяц её расформировали, курсантов перевели в Борисоглебск. Объяснили это отсутствием необходимой
Под видом гражданских
Немцы жили в благоустроенных казармах, позже построили трёхэтажный дом (сейчас дом № 12 на территории Военного городка). Отдыхали в фруктовом саду на склоне Каменного Лога. Тут же поставили деревянную кирху (она сгорела в
По воспоминаниям немецких лётчиков, Липецк оставил двойственное впечатление: он живописно располагался на холмах и утопал в зелени садов, это очаровывало с первого взгляда. Но впечатление портили грязные улицы. Мощёными они были лишь в центре, где сохранились с дореволюционных времён, как и электричество, телефонная связь и водопровод.
Немцы прибывали в Липецк под чужими фамилиями, не носили форму и считались служащими. Их общее количество, как предполагают историки, колеблется от 100 до 450 человек. Многие потом стали асами Второй мировой войны, пилоты Борман, Виммер, Шпайдель и Штудент дошли до генералов,
Замаскированный груз
Германия тайно, пароходами в Ленинград, затем по железной дороге, переправила в Липецк так же тайно купленные в Голландии сотню истребителей Fokker D. XII, запчасти, оборудование для мастерских и оружие. Эксплуатировали здесь и ещё почти четыре десятка видов самолётов, в том числе тяжёлый бомбардировщик Junkers G.24. Этот трёхмоторный самолёт под видом пассажирского перегнали в Липецк и уже тут дооборудовали прицелами, бомбодержателями и пулемётами. В 1928 году на нём был совершён перелёт Самара -Саратов -Казань под предлогом знакомства с жизнью немцев Поволжья.
Немцы испытывали в Липецке новые виды оружия, например «моторное ружьё»: синхронизатор для авиационного пулемёта, он позволял стрелять через вращающийся пропеллер. Отрабатывали разные стили бомбардировок. Изучали советское вооружение. Пулемёт Дегтярёва удостоился наивысшей оценки.
«При любезном содействии Красвоздухофлота устраивали состязательные полёты, которые дали весьма ценный опыт», — писал
В этих полётах участвовал Валерий Чкалов, который начисто выиграл все воздушные бои, немцы были восхищены его мастерством.
Секреты для Люфтваффе
С самолётов велась аэрофотосъёмка Воронежа, Ельца, Острогожска, станций Графская, Чугун, Грязи… Снимки обрабатывались в прекрасно оборудованной фотолаборатории. Так Германия получила топографические карты, которые использовала потом во Второй мировой. В Липецке бывали и высшие чины рейхсвера, в том числе разведки.
Советские чекисты были в курсе пристального интереса немецких «друзей». В 1928 году Яков Берзин, начальник разведуправления РККА, докладывал об этом. В 1929 году в Липецке ОГПУ провёл операцию «Лётчики», арестовали 19 человек. Позже выяснили: свидетельств об их предательстве нет.
Конец «Вифупаста»
Справедливости ради нужно сказать, что советские специалисты получили немало пользы от сотрудничества с немцами, имея доступ к новейшим техническим разработкам.
В 1930 году авиашколу реорганизовали в опытную станцию под названием «Вифупаст». Все тяжёлые самолёты, а также 12 «альбатросов» и восемь «Хейнкелей» эвакуировали. Объясняли это тем, что к 1933 году Германия получит право иметь собственную военную технику. С приходом к власти Гитлера станцию и вовсе ликвидировали. Постройки и значительную часть оборудования немцы передали РККА безвозмездно.
Ходило много легенд, связанных с пребыванием немцев в нашем городе. Все они были развенчаны. Нет, Герман Геринг не жил на Ниженке. Нет, у него не было тут любовницы. И бомбы на Липецк
Текст: Марина Карасик
Фото: ГАЛО, архивное управление
администрации Липецка и музей Липецкого авиацентра