Разыскивается врач
Качество услуг по оказанию первой помощи в школах обсудили в Общественной палате города.
Бег наперегонки, шуточные потасовки, подвижные игры… Обычная перемена или развлечение могут закончиться травмой для ребёнка. Не говоря уже об уроке физкультуры. Оказание первой помощи ложится на образовательную организацию, однако не во всех школах и детских садах есть специализированные кабинеты и персонал.
Получены 134 лицензии
— С 2013 года медицинские работники переданы в штат детских поликлиник и работают в кабинетах школ, детских садов, прошедших процедуру лицензирования, — пояснила начальник управления общего образования города Ольга Хроменкова. — Сейчас 67 дошкольных и 67 общеобразовательных учреждений в системе. В них выделены и оборудованы помещения для оказания первичной
Ситуация с медицинскими кадрами в школах и детсадах не такая радужная. На 29 сентября укомплектованность составляла 92,5%. Персонала нет в четырёх школах: № 7, 38, 34, 42, четырёх детских садах: № 35, 130, 126, 135. Нет специалистов в каждом корпусе, рассчитанном на сотню малышей, детских садов № 12, 25, 32, 77, 119.
— Остро нехватка медиков ощущается в летний период, когда медсёстры, закреплённые за детскими садами, работают и в пришкольных лагерях, — рассказала Ольга Хроменкова. — График работы медперсонала не всегда совпадает с режимом работы садиков и школ.
Кадровый голод
По словам главного консультанта отдела медицинской помощи детям регионального управления здравоохранения Татьяны Мальцевой, липецкие школы обеспечены медицинскими специалистами согласно нормам законодательства. Так, на 500 учащихся в городских образовательных учреждениях приходится одна медсестра. Вакцинация детей и профилактические осмотры проводятся в соответствии с графиком. Но система здравоохранения продолжает испытывать кадровый голод. При этом для молодых специалистов существуют такие меры поддержки, как помощь в обеспечении жильём, разовая выплата от губернатора в 1,5 миллиона рублей.
— Дефицит кадров не только в медицинских кабинетах, — отметила Татьяна Мальцева. — Укомплектованность
Неординарные решения
Поддержал инициативу и уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области Юрий Таран.
— Я об этом говорю и пишу практически каждый год, в том числе в Министерство образования, — говорит Юрий Таран. — Может быть, не навсегда, на
Дополнительную меру предложил общественник Александр Бессуднов. Он считает, что необходимо скорректировать законодательство в сфере оказания медицинской помощи в школах:
— Проблема в стране существует. Её нужно решать. Предлагаю нашей Общественной палате выйти на более высокой уровень с инициативой. Она заключается в том, что учителям запрещено оказывать медицинскую помощь детям. Я, вывозя студентов в археологическую экспедицию, не имею права дать им даже таблетку. Считаю, что это неправильно. Нужно, чтобы учителя получали основы первичной медицинской помощи, как это было в Советском Союзе. Ведь медсестра, даже если она есть в школе, не всегда может оказаться рядом.
По итогам пленарного заседания общественники разработали резолюцию с рекомендациями для всех профильных структур города. В частности, департаменту образования предписано продолжить информационную работу со школьниками и их родителями по продвижению ценностей здорового образа жизни. Также рекомендуется сделать упор на проведение углублённых профилактических осмотров детей в целях диагностики различных групп заболеваний. Участники круглого стола планируют разработать пилотный проект по включению медперсонала в штатное расписание школ и детских садов областного центра.
Медицина для учителя
Нина Федина, ректор ЛГПУ имени
Обучающиеся осваивают алгоритмы практических манипуляций: измерение артериального давления, исследование пульса, подсчёт числа дыхательных движений, проведение термометрии, измерение массы тела и роста, набор лекарственного препарата в шприц, выполнение подкожных и внутримышечных инъекций, оказание помощи при рвоте, наложение кровоостанавливающего жгута, транспортная иммобилизация конечностей при переломах, техника наложения бинтовых повязок, обработка небольших поверхностных ран, правила сортировки и транспортировки нуждающихся в первой медицинской помощи. Этот предмет всегда преподавали в ЛГПУ. Это обязательные знания для учителя. С каждым годом программа актуализируется, расширяется, дополняется. И самому предмету уделяется всё больше внимания.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин