В чём отличие педагога от наставника?
Финалисты и победители конкурса «Самый классный» рассказали о своей работе.
Этот год объявлен Годом педагога и наставника. «Первый номер» решил узнать у самих учителей, в чём же отличие педагога от наставника и как они налаживают тесную связь с детьми. На вопросы ответили классные руководители — финалисты и победители ежегодного липецкого профессионального конкурса «Самый классный».
Любить ребёнка — значит узнать его
Екатерина Гончарова, учитель истории и обществознания гимназии № 12, абсолютный победитель конкурса
— Современный учитель должен быть наставником: мало научить ребят предмету, их нужно направлять и поддерживать. Когда готовлю урок, думаю не только о предметной составляющей, но и о том, как обеспечить эффективные условия усвоения знаний, как наладить коммуникацию, чтобы вместе достигать поставленных целей.
Мне очень нравятся слова Татьяны Владимировны Черниговской о том, что любить ребёнка — это значит его узнать. Я стараюсь узнавать своих учеников: чем увлечены, как проводят свободное время, какие фильмы смотрят. Это позволяет мне делать образовательный и воспитательный процесс актуальным и интересным. У меня не было цели быть педагогом, когда поступала в университет, но всё изменилось после того, как я оказалась на практике в
Что касается традиций, то в классе мы каждый понедельник делимся значимым событием за прошедшую неделю. Это может быть пятёрка по химии или прогулка в парке. Ребята говорят, что стали чаще обращать внимание на происходящее вокруг, ведь важное — не всегда глобальное. А во время подготовки к конкурсу они говорили: «Вы и так наш самый классный!» И мне нужно было обязательно это подтвердить и не подвести моих самых главных зрителей и болельщиков.
Говорить на одном языке
Ангелина Басиева, учитель русского языка и литературы школы № 18, победитель в номинации «Культура и традиции»
— У школы не только образовательная функция, но и воспитательная.
Рядом и на шаг впереди
Валентина Сукочева, учитель иностранного языка школы № 29 «Университетская», победитель в номинации «Новаторский стиль»
— Сейчас невозможно не быть наставником, являясь учителем. Своим личным примером мы показываем ребятам, что мы вместе, что мы можем сделать многое. Есть грань «
Часто проводим с детьми различные мероприятия — им это интересно. Для меня примером стала учитель русского языка
Не представляю жизни без детей
Любовь Литвинова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО, педагог дополнительного образования гимназии № 1, победитель в номинации «Опыт и мастерство»
— Наставник много значит для человека. Классный руководитель — это именно наставник, который, опираясь на индивидуальный подход и принципы доверия в отношении с учеником, направляет ребёнка на его пути, помогает, советует и поддерживает.
В моём классе к каждому ученику, как к цветку, я выбираю свой подход.
Стать педагогом я решила ещё в детстве. Потом простое детское желание переросло в интерес к обучению детей. Я педагог дополнительного образования, хореограф, что помогает мне в работе с классным коллективом. Даже не представляю своей жизни без детей! Очень люблю свою работу и получаю удовольствие от каждого дня, проведённого с ребятами.
Учитель по жизни
Дарья Бабешкина, учитель физики и математики лицея № 3, победитель в номинации «Сердце отдаю детям»
— Для меня понятия «учитель» и «наставник» в
С ребятами мы используем систему рейтинга: ученики зарабатывают баллы за хорошие оценки, за участие и победы в конкурсах, олимпиадах. Есть штрафы, а накопленные баллы можно потратить на сертификаты. Например, у ребят самый желанный — это пересесть к другу за парту на неделю. Такая система учит детей дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, помогает отследить свои успехи и показывает, что ничего не даётся без труда.
С ребятами — на равных
Мария Катасонова, учитель истории школы № 30, финалист
— Как учитель истории, могу сказать, что педагог в Древней Греции — это ведущий в школу. В современном мире нельзя быть просто учителем или просто наставником, потому что просто учить — просто давать информацию? Но учитель не является сегодня единственным носителем информации. В учителе должны быть и другие качества. Наставник должен ориентировать ребёнка в потоке этой информации, направлять его и воспитывать.
Самое главное — относиться к детям уважительно. Дети чувствуют, когда взрослые начинают их «учить», занимая позицию «я выше, умнее, лучше». Тогда никакого контакта не будет. Мы с ребятами на равных. Всегда помогаю, говорю, что они молодцы. Наш коллектив объединяют совместные походы, подготовки к конкурсам. Меня весь класс вместе с родителями очень поддерживали, такая энергетика была! Я даже не представляла, какой это колоссальный труд — готовиться к конкурсу. Зато попробовала себя в
Образец для подражания
Алёна Чернухина, учитель иностранного языка школы № 31, финалист
— Наставник — человек, умеющий разглядеть в ребёнке то хорошее, что, возможно, скрыто на первый взгляд, поверить в него и замотивировать. Это образец для подражания, человек, на которого хочется равняться. Мне важно, чтобы ребята знали, что могут довериться мне, рассчитывать на мою помощь. Мне очень нравится мысль: «Не ребёнок должен вас понимать, а вы ребёнка. Только потому, что вы уже были ребёнком, а вот дети взрослыми — ни разу». Никогда не ставлю себя выше или отдельно от ребят. Танцевать? Я с ними! Убирать территорию? Я с классом! В театр? Вместе! И очень рада, что мои ребята открыты, знают, что со мной можно и поплакать, и пошутить, и серьёзно обсудить проблемы.
Мне всегда везло с моими собственными наставниками: это прекрасные учителя в школе, требовательные преподаватели в университете и замечательные старшие коллеги, которые меня поддерживают и являются для меня образцом и примером.
Тот, кто всегда идёт рядом
Анастасия Хальзева, учитель иностранных языков школы информационных технологий № 26, финалист
— Учитель — более узкая специальность, он раскрывается в своём предмете. А классный руководитель, наставник — это тот человек, который направляет, мотивирует и всегда находится рядом с детьми. У французской писательницы Анны Берест есть фраза: «Вся жизнь — это наше путешествие». Учёба — тоже путешествие. Неважно, куда мы идём, важно — кто всегда идёт рядом. Говорю детям, что лучший пример — личный, рассказываю о своих жизненных ситуациях. Мы любим отмечать мероприятия, устраиваем праздники. Самый запоминающийся — День благодарности мамам (а также бабушкам, сёстрам, крёстным). Порой сложно говорить «спасибо», «я тебя люблю» родителям, которые вкладывают в нас всё, даже если мы и не замечаем этого. Готовим сюрпризы, видеосценки. Дети очень любят этот день, он всегда проходит со слезами радости на глазах.
Путеводитель во взрослую жизнь
Алина Маркелова, учитель иностранного языка школы № 5, финалист
— Наставник не ограничивается объяснением учебного материала или мониторингом успеваемости и поведения ученика. Он путеводитель ребёнка из детства во взрослую жизнь. Наставник всегда подскажет, поможет увидеть свои сильные стороны, протянет руку помощи. Мне кажется, в той или иной мере любой учитель может стать наставником для ребёнка. К счастью, у меня складываются отличные отношения с ребятами. Дети могут обратиться ко мне за советом, поговорить по душам, мы много шутим и смеёмся вместе, но при этом они понимают, что такое субординация.
Многие дети могут раскрыться только в неформальной обстановке, поэтому мы ездим на экскурсии, посещаем выставки, отмечаем праздники. В детстве я представляла себя строгим учителем. Выбор профессии сделала в старших классах благодаря классному руководителю Надежде Владимировне Кожевниковой. Для меня тот период времени был одним из самых лучших, и во многом это её заслуга. Она повлияла не только на мой профессиональный выбор, но и на личную жизнь. Наш класс всегда был дружным, и впоследствии я вышла замуж за одноклассника. Если бы не та тёплая атмосфера, созданная классным руководителем, то моя жизнь сложилась бы не так ярко!
Изучать внутренний мир
Олег Брехов, учитель изобразительного искусства и черчения школы № 17, финалист
— Учитель — это профессия, а наставник — это призвание. Им может быть и учитель, и родитель, и авторитетный товарищ. Наставник не говорит, как надо, не решает за ребёнка проблему и не даёт оценку действиям, а плавно подталкивает в нужном направлении.
Дети — очень отзывчивая аудитория. Мой предмет позволяет смотреть на ребёнка с новой стороны, изучать вместе с ним его внутренний мир. Когда даю задания на свободную тему, анализирую, как мыслят дети. Что касается личных «фишечек», у нас с детьми есть внеурочные дела: уборка территорий, походы и даже личное рукопожатие. Дети относятся ко мне с доверием, могут подойти, поделиться личной проблемой, попросить совет. Часто рассказываю
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин