XXI век — это век химии
Доцентом ЛГТУ Ольга Фарафонова о любимой науке, студентах и школьниках.
Липецкий государственный технический университет вошёл в
— Ольга Вячеславовна, говорят, что будущее за химиками, даже не за программистами, как это принято думать. Почему же химия становится ведущим направлением науки в XXI веке?
— Химия — везде. Что бы мы ни делали, это продукт химического производства. В лабораториях
— Вы совмещаете занятия наукой и преподавательскую деятельность. Сейчас занимаетесь пьезоэлектрическими аффинными сенсорами. Что это значит? Где это может пригодиться нам, простым обывателям?
— Да, я активно работаю над докторской диссертацией, которая посвящена пьезоэлектрическим био- и биомиметрическим сенсорам для анализа пищевых продуктов, объектов окружающей среды, клинической диагностики. Одна из последних разработок сосредоточена на применении углеродных и магнитных наночастиц. Простыми словами — мы создаём такой маленький приборчик, с помощью которого вы сможете определить, есть ли токсин в продукте. Сейчас делаем упор на определение концентрации пестицидов и антибиотиков, так как эта тема на сегодняшний день очень актуальна. В этом изобретении заинтересованы и обычные лаборатории, и Роспотребнадзор — минувшей осенью вели по этому поводу с нами переговоры. Но нам бы хотелось выйти на простых потребителей и небольшие лаборатории, которые будут контролировать качество закупаемых продуктов. Пока они себе это не могут позволить, так как оборудование слишком дорогостоящее. Мы же можем сделать это общедоступным.
— Современные
— Мы активно сотрудничаем с коллегами из различных вузов, например: в МГУ с профессором Ерёминым; в Институте проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН, Черноголовка с профессором Гражулене; в ВГУ с профессором Зябловым. У нас есть совместные статьи по определению токсикантов. Как говорится, складываем мощности наших университетов.
— Буквально на днях у вас открылась новая лаборатория…
— Да, она направлена на работу с полимерами и лакокрасочными материалами. Можно сказать, ко Дню науки резидент ОЭЗ «Липецк» компания PPG сделала нам подарок — новую лабораторию, которая усилит подготовку по необходимому им профилю. В PPG работает большое количество наших выпускников, и они заинтересованы в качественных кадрах. Эта лаборатория позволит нам подготовить больше ребят к работе на лакокрасочных предприятиях.
— Получается, ваших выпускников заранее бронируют. Химиков настолько не хватает?
Что сказали бы тем одиннадцатиклассникам, кто собирается поступать к вам на химию? Ведь современная молодёжь говорит, что наука плохо оплачивается и не приносит больших дивидендов.
— Так и есть, обнадёжить не могу. Но всё равно всегда будут те, у кого душа лежит к науке. У меня есть пять человек, которые, я точно знаю, пойдут в аспирантуру. Про них уже сейчас можно сказать: это будущие учёные, а значит, именно они — будущее этого мира.
Когда я занимаюсь со школьниками в кружке «Юный химик», говорю: не слушайте, что говорят ровесники, родители, слушайте себя — что нравится вам. Если не нравится предмет, не надо себя ломать и поступать в вуз на данную дисциплину, вряд ли измените своё мнение. А вот вероятность того, что вы будете ненавидеть свою специальность, велика. Всё должно быть по любви. Неважно, высокооплачиваемая работа или нет, главное, чтобы она нравилась. Если у вас высокая зарплата, а работа вас ест изнутри, вы не будете счастливы и не добьётесь успехов.
— При ЛГТУ открыт кружок «Юный химик». Заранее готовите студентов для себя?
— Да. Я и сама ходила в этот кружок — был один из первых наборов. В школе лабораторная база, мягко говоря, упрощена. Когда школьники к нам приходят, мы даём им в руки пробирки, чтобы они сами попробовали, потому что химия — это не только теория, она сильно зависит от рук. И очень часто у студентов бывает разочарование: они хорошо разбираются в химии, но руками ничего не могут сделать: плохо идёт анализ, данные, полученные во время опытов, не сходятся. И поэтому некоторые сдаются.
— А вы почему выбрали именно химию, ведь не слишком девчачья специализация?
— Химией заинтересовалась ещё в школе. У меня был очень хороший учитель. Она оставляла нас на дополнительные занятия после уроков, давала решать сложные задачи — я с 8 класса ходила на олимпиады. Поэтому химия стала моим выбором ещё в школе. В университете уже на втором курсе начала заниматься наукой, а на третьем мне предложили работать лаборантом. С третьего курса я погрузилась, как говорится, в нижний уровень науки. И к пятому курсу поняла, что хочу заниматься только наукой и остаться в университете. Не могу сказать, что не связана с химическим производством — у нас много заказов, но наука сейчас для меня на первом месте.
—
— Интересов раньше было много. Занималась и мыловарением, и нумизматикой. Но сейчас сын — первоклассник, поэтому в свободное время занимаюсь в основном изучением программы первого класса (смеётся).
— Сейчас вы работаете над докторской. Чего бы ещё вам хотелось?
— Хотелось бы больше научной работы, развития университета и сотрудничества с другими вузами, возможно, зарубежными, хотелось бы широкого развития научной сферы.
Беседовала Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Паршин, vk.com/chemistry_lstu, pixabay.com