На «розовом вертолете» к знаниям
Учитель лицея № 3 имени Москаленко Елизавета Попова заняла второе место во Всероссийском конкурсе «История в школе: традиции и новации». У молодого педагога есть необычные «фишки».
Елизавета Михайловна также стала обладателем специального приза — юбилейных ценных монет — от Императорского Монетного Двора. В чём секрет успеха и чем удивила жюри молодой педагог — в интервью «Первому номеру».
Я ПРОСТО РАБОТАЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ
— Елизавета Михайловна, на конкурс было подано более 700 заявок. Из них отобрали 88, в финал вышли 24 человека, вы в том числе. В чём секрет?
— Я просто делала то, что делаю всегда — работаю для детей.
— Расстроились из-за второго места?
— Совершенно нет. Соперники были более чем достойные. Это был очень прозрачный конкурс. Мы видели все работы. И мнение участников совпадало с мнением жюри. Победительница старше меня, опытнее. Я бы тоже отдала ей первое место. Мне ещё есть куда расти. Кстати говоря, мне удалось почерпнуть много интересного. Коллега из Подмосковья представил приём: освещая десять сталинских ударов, он предлагает ученикам услышать историю из уст самого Сталина, для этого включает запись его речи. Дети с интересом и не без удивления слушают.
ЛИПЕЦК ВАЖЕН ДЛЯ ИСТОРИИ
— В рамках конкурса вы писали эссе на тему «История России через историю региона». Так что же интересного в нашей истории?
— Написала, что зачастую дети не считают Липецк исторически важным городом. Думают, что в нём ничего не происходило. Даже если не привязываться к событиям, у нас много памятников, которые повествуют о той либо иной эпохе, и это тоже можно рассматривать в курсе предмета.
НА ФОНЕ РОЗОВОГО ВЕРТОЛЕТА
— Сейчас в распоряжении учителей масса приёмов подачи материала — от презентации и до визуализации исторических событий. Какими вы пользуетесь чаще всего на уроках?
— Всеми. Но, знаете, конечно, интерактив и электронные ресурсы очень важны, но ничто и никогда не заменит живого слова учителя. То есть то, как мы работаем и общаемся с детьми, всегда будет актуальнее и важнее. Потому и конкурс называется «Традиции и инновации» — на уроке должно присутствовать и то, и другое.
— У вас есть свой фирменный приём?
— В самопрезентации я представила приёмы оживления или визуализации истории. Например, «розовый вертолёт». У меня есть фото, где я стою на фоне розового вертолёта. Говорю детям, что на нём каждый день перед уроком куда-то летаю, и показываю снимки из тех мест, о которых планирую рассказать на уроке. Снимки реальные, я довольно много мест посетила. Детям кажется, что я творю какое-то волшебство. Маленькие верят в историю, но с возрастом начинают понимать, что это не «волшебство», а у взрослых этот приём вызывает ностальгию по прошлому ощущению чуда.
То самое фото. Оно было сделано в 2014 году в Буэнос-Айресе, где у героини была экскурсия на вертолёте
НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЯ ВНЕ ШКОЛЫ
— Позвольте личный вопрос. У вас достаточно оригинальная внешность: голубые волосы, пирсинг. Не сталкиваетесь с нападками коллег?
— Часто, — смеётся. — Но говорю: «Вы вначале посмотрите, что я делаю, а после обсудим мою внешность». Мне хотелось создать гармоничный образ взрослого человека, но с нестандартными элементами.
— Как вы стали педагогом, почему именно история заинтересовала?
— Путь был долгим. И от обратного. Я не очень любила историю в школе. Должна была стать химиком, в крайнем случае математиком. Однако в 10 классе, выполняя очередное, довольно скучное, задание по истории, решила почитать что-то дополнительно по заданной теме. По-моему, было что-то о Людовике XIV. Сюжет мне показался увлекательным. Подумала, почему историю в школе нельзя преподавать интересно? Почему учитель пересказывает её по учебнику? Где очарование периодом, его красота? Понимаю, в моё время не было таких возможностей, как сейчас, но показать иллюстрации можно же было. Задумалась, где найти человека, который будет так учить? Ответ пришёл сам собой — если хочешь сделать хорошо, сделай это сам. Были планы стать гидом и уехать в крупный город. Но на четвёртом курсе попала на практику в лицей № 3. Его завуч Надежда Васильевна Комкова стала моим методистом, и мне достался её 9-й класс — сложный, потому что ребята уже взрослые. Но дети так хорошо ко мне отнеслись, что мне понравилось в школе. А когда практика закончилась и нужно было уходить, они на меня смотрели, будто я их предаю. Решила остаться, и 9 октября 2014 года мне предложили выйти на постоянную работу. Сейчас уже не представляю себя вне школы.
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК — ОТДЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
— Вы работаете в школе семь лет. За это время вывели формулу успешного обучения детей?
— Нет. Каждый ребёнок — отдельная педагогическая ситуация, унифицировать нельзя. Может, когда-нибудь, через много лет работы в школе, и смогу ответить на этот вопрос.
— О какой исторической эпохе вам больше нравится рассказывать ребятам?
— По степени сложности нравится XX век. Тяжёлый период. Его не всегда дети понимают. Стараюсь максимально доступно объяснять. Когда удаётся, получаю большое удовольствие. Ещё люблю XIX век. Золотой век русской культуры. На уроках можно использовать много художественных произведений. Например, на конкурс я представила запись урока «Общественная мысль во второй половине XIX века глазами Достоевского», который выстроила на романе «Бесы».
НОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
— Знаю, вы не просто учитель истории, вы историк-учёный. В 2012 году стали обладателем премии Коцаря. Работу в лицее совмещаете с работой в научно-исследовательском центре.
— Готовлюсь к защите диссертации. В 2012-м, можно сказать, я представила её в сжатом виде. Моя тема — «Судебно-административная политика Якоба Делагарди в начале XVII века в Великом Новгороде». Пишу о периоде шведской оккупации Новгорода, который совпал с периодом смуты у нас в России. В историографии впервые представила такие выводы: количество преступлений на территории Новгородской земли в период шведского присутствия не увеличилось, ломки традиций Московского государства не было. После завершения кандидатской диссертации планирую расширить сферу исследования на весь XVII век, уделить больше внимания русско-шведской торговле. Мне интересен этот период в нашей истории.
— Планируете и дальше работать в Липецке?
— Меня полностью устраивает мой город. Да и кто тогда будет учить сокольских детишек?
Беседовала Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин