«Главный ресурс — наши дети»
О том, чем занимаются липецкие изобретатели, рассказал Вячеслав Тигров.
Ежегодно 10 ноября празднуется Всемирный день науки. Дата призвана напомнить международному сообществу о важности
— Вячеслав Петрович, какие мероприятия готовите в рамках Всемирного дня и недели науки?
— Мероприятия проходят круглый год. Наша кафедра готовит среди школьников и студентов будущих изобретателей, им нужно постоянно находиться в форме, стремиться к новаторским идеям. В рамках Всемирного дня науки мы создаём передвижной музей запатентованных и, возможно, внедрённых в производство разработок
— Многие из разработок ваших воспитанников внедряются и решают проблемы на различных производствах. Это особенно важно в условиях санкций. Насколько заинтересованы ученики и бизнес в таком сотрудничестве?
— Эта деятельность в приоритете. С недавнего времени всё производство перешло в частные руки, сократилось время на технологическое образование. Считаем, что нашли связь между технологическим образованием и производством в инновационной проектной деятельности. Мотивация при выполнении таких проектов очень высокая. Одно дело, когда дети изготавливают скворечники для птиц, другое — когда решают проблему, за которую можно получить деньги, почёт, уважение, даже выступить на международном конкурсе. Нам уже удалось решить несколько технологических задач. К примеру, проблему образования конденсата в напольных светодиодных светильниках, встроенных в асфальт. Решили её за счёт компенсатора, который регулирует или сбрасывает давление. При этом всё герметично. Решение запатентовано. На патенты производственники могут ежегодно получать государственную субсидию до 30 млн рублей.
— Крупные производственные компании так легко доверяют передовым разработкам школьников?
— Конечно, некоторые руководители предприятий не верят в то, что школьники могут изобретать на достаточно серьёзном уровне. Но нами доказано обратное, и мы идём в этом направлении. На кафедре сформировалась команда из аспирантов, магистров, которые имеют заказы от предприятий даже из соседних регионов на решение проблем, в том числе по замещению комплектующих. Сейчас с данковскими ребятами решили задачу по сокращению пыли вокруг доломитового производства, которая наносит огромный вред окружающей среде. Оформим патент, представим его на Международном салоне инновационных технологий «Архимед» в 2023 году. Что касается санкций, то, думаю, их не стоит бояться. Мы сейчас на таком уровне, когда можем выйти из санкций с победой. Наши ученики произведут такой товар, который и не снился западным странам.
— У вас и ваших воспитанников в общей сложности около 700 новаторских идей, среди них около 100 оформлены в виде патентов. Озвучивая такую цифру, кажется, что получить патент просто…
— Самое трудное — убедить школьника в том, что он может изобретать. Идёшь на всякие ухищрения, цепляешься за
— В чём основа нестандартного мышления?
— Сделать
— В феврале Владимир Путин объявил в России десятилетие науки и технологий. В мае в одном из интервью вы говорили о проекте «
— Наша цель — научить детей изобретать, но главнее — создать в каждом районе Центр молодёжного инновационного творчества. У нас совместно с Александром Николаевичем Рябченко возникла идея обучить нашим методикам от каждого района хотя бы по одному руководителю «Точки роста». Везде есть толковые ребята, которые хотят заниматься изобретательством, им надо помогать. В нашей области, по всей стране должны быть тысячи
— Может ли наука действительно объединить мир или это только гонка умнейших?
— Может. Наука — двигатель, который не даст превратиться в болото. Она всегда была стимулом для прогресса, здоровая конкуренция только на пользу. Это американцы извратили, что война — лучший способ разбогатеть. Нет. Лучший способ — развивать науку. Если средства, которые тратятся на войну, направить на освоение космоса, других планет, то давно бы на Луне и Марсе «яблони цвели». За наукой будущее.
Беседовала: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин