Первый «директор года»
В регионе выбрали лучшего руководителя школы.
Творческий конкурс для управленцев образовательных учреждений в нашем регионе прошёл впервые. За титул «Директор года» боролись десять финалистов.
Лицо современного директора
Конкурс проходил в два этапа. Первый — заочный. Участникам необходимо было презентовать «Визитку» — записать видео о своей деятельности и подготовить презентацию проекта. Во втором, очном формате конкурсанты защищали свои управленческие решения и отвечали на вопросы жюри. В его состав вошли представители областного управления образования, института развития образования, участники федерального конкурса «Директор года».
— Современный директор должен быть генератором идей, хозяйственником, человеком, который видит перспективу развития своей организации, формирует образ будущего, — поясняет член жюри Сергей Пожидаев. — Только в команде единомышленников он может решить многие организационные, методологические, управленческие проблемы. Отвечая на вызовы времени, приведёт свою команду к высоким результатам. Буду смотреть на все эти моменты.
По порядку рассчитайся
Заключительные испытания руководители проходили на базе областного управления образования. Зал был разделён на несколько частей: жюри, конкурсанты, зрители. В центре расположили символическое древо знаний. С него и стартовало состязание. После приветствия участники снимали с дерева лепестки. Порядковый номер на них указывал очерёдность выступления. Успеха конкурсантам пожелал заместитель губернатора Анатолий Якутин:
— Любите свою профессию, всем своим сотрудникам, ученикам несите только добро, оптимизм, жизнерадостность.
Заявить о себе
В числе первых, кто вышел на трибуну, — Любовь Васильевна Перова, директор школы села Верхняя Матрёнка Добринского района:
— Хочу, чтобы хоть немножко услышали о нашей школе, наших детях, об учителях, активных родителях. Мы как семья, которая вместе работает над проектами, принимает решения. Для бабушек создали «Золотой клуб». Все вместе шили им костюмы, теперь у них свой импровизированный театр. Несколько раз в неделю они ставят пьесы. Дети встречают их с большим теплом.
Учреждение находится вдали от районного центра и культурных объектов. В нём учатся 130 ребят. Дома 85 детей находятся на расстоянии до 35 км от школы. За ребятами ежедневно приходит специальный транспорт.
— Подготовка наших детей отличается от той, что у городских, — поясняет Любовь Васильевна. —
Спасти реку
Любовь Васильевна всегда на связи. Даже в зале с телефоном. Вдруг
— Есть большая экологическая проблема — мелеет наша река Матрёнка, в некоторых местах погибает. Создали проект по её спасению. В следующем году начнём очистку всех берегов вместе с родителями. Привлечённые спонсоры обещают почистить дно.
Уроки в дендропарке
Больше шести лет лицеем села Долгоруково руководит Елена Александровна Барабанова. За время её работы в учреждении был произведён капитальный ремонт, благоустроена территория, оборудованы спортивный зал и спортплощадка с мягким покрытием. Но главное — к существующей оранжерее добавился дендропарк. Его возвели с нуля. Сейчас в нём больше 200 растений, лиственных кустарников, хвойных деревьев. Есть и питомник.
— Занятия по окружающему миру, биологии, географии учителя проводят в парке, — поясняет Елена Александровна. — Ведь теорию за партой неинтересно слушать, а во время такой прогулки знания усваиваются лучше.
Восполняем дефицит кадров
Руководитель презентовала проект «Профильные классы — социальный лифт для школьников». Он стартовал два года назад. В течение этого времени были открыты
— Готовим детей к работе на предприятиях, — говорит директор. — Проект достаточно перспективный, пользуется спросом у детей и родителей. Есть соглашения с ЛГПУ имени
Следующим этапом должно стать создание классов рабочих специальностей: швей, строителей. В школе развит предмет технология. Учащиеся шьют костюмы для театральных постановок, недавно старшеклассники с учителями разработали коллекцию школьной формы со специальным логотипом. Проект стал победителем международного конкурса
Школа — университет
Директор средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов села Тербуны Татьяна Моргачёва пришла на состязание, чтобы показать пример коллегам.
— Любое конкурсное испытание — это развитие, — поясняет Татьяна Николаевна. — Директор школы — флагман для своей образовательной организации. Всегда рекомендую своим педагогам участвовать в различных конкурсах, поэтому не могла сама не сделать этого.
Такая вовлечённость даёт результат: школа неоднократно становилась обладателем региональных и федеральных грантов. В 2020 году на подготовку кадров для цифровой экономики выиграла грант в размере 6 млн рублей. Реализованный на эти деньги проект руководитель представила на конкурсе.
— На базе школы мы создали университет цифровой экономики, — поясняет участница. — Он предполагает построение эффективного взаимодействия школы со школами,
На момент старта программы проект объединял три школы, сейчас восемь. О своей миссии наставник говорит так:
— Хочу создать школу, в которой будет интересно учиться детям и работать учителям, потому что образование в ней нацелено на успех и отвечает вызовам современности.
Быть собой
На месте участника, только всероссийского конкурса, совсем недавно был директор школы № 26 Липецка Алексей Хорошилов. Он вышел в пятёрку лучших. Сейчас — в судейском составе и делится секретом успеха:
— Нужно быть самим собой. Рассказывать с душой и огоньком в глазах. У каждого есть свои фишки. Нужно их правильно преподнести. Не надо бояться, ведь все настроены дружелюбно. Я сыграл на своём хобби, футболе. Представил школу как большую команду, где я — вратарь, защита — администрация, полузащита — учителя, ученики — нападающие, родители — болельщики. Исходя из этого изложил наши идеи, которые претворяем в жизнь.
Два очных испытания оценивались по пяти критериям в каждом. Среди них: оригинальность решения, эрудиция, использование наглядного материала. Но у жюри были и свои требования.
— Чувствуется волнение участников,
Правильное решение
Организаторы планируют сделать конкурс ежегодным.
— Мы рады тому, что конкурсное движение в Липецкой области растёт, — говорит первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области Светлана Кирина. — На протяжении двух лет конкурс «Директор года» проводится на федеральном уровне. Мы посчитали неправильным, что его нет на региональном уровне. Рады тому, что в этом году представлена ровно половина муниципалитетов Липецкой области. Это разные руководители. У каждого есть то, чем можно гордиться, чему можно учиться. И каждому есть куда развиваться. Надеюсь, что участие в этом конкурсе даст им возможность продвинуться ещё дальше, стать более успешными и счастливыми.
Кубок «Директор года» завоевала директор школы села Тербуны Татьяна Моргачёва, призёрами стали руководитель елецкой средней школы № 10 с углублённым изучением отдельных предметов Татьяна Поздняк и руководитель задонской гимназии № 1 Лариса Первеева. Многие участники хотят проявить себя в федеральном конкурсе «Директор года», который пройдёт в следующем году.
Текст: Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин