Эпоха кукольного мира
8 декабря Липецк простился с Вадимом Васильевичем Жуковым — народным артистом России, режиссёром и основателем Липецкого государственного театра кукол. Ему было 87 лет.
Вадим Васильевич был знаком со святым Лукой Крымским, им восхищался Сергей Образцов, а артисты липецкого театра говорят, что Жуков — самый интеллигентный человек, которого им довелось повстречать.
Крымск и Крым
Вадим Васильевич родился за семь лет до Великой Отечественной под Краснодаром. Его отец-военный пропал без вести на фронте, мать расстреляли фашисты за связь с партизанами. Семилетнего сироту приютила местная жительница Екатерина Осиповна Сусина, она нянчила ещё его маму. О доброте и порядочности Жукова говорит уже то, что, когда его пригласили в Липецк, он привёз одинокую женщину с собой и ухаживал за ней до самой её смерти. Друзьям Жуков рассказывал, что в детстве мечтал стать моряком. Команда крейсера «Молотов» даже ходатайствовала, чтобы его взяли юнгой. Но так как в войну он находился на оккупированной территории, путь на флот ему был заказан. После окончания ремесленного училища Жуков и работал, и участвовал в самодеятельности: вёл концерты. Главный режиссёр Симферопольского театра кукол заметил его и пригласил в спектакль «Витя Малеев в школе и дома». В феврале 1953-го Жукова приняли в труппу. Очень скоро ему стали доверять ставить спектакли. Молодой режиссёр быстро заработал авторитет.
Свою будущую жену, выпускницу театрального училища, он лично в 1954 году принимал на работу. Через три года они поженились. Галина Николаевна стала Жукову верной подругой на всю жизнь.
Липецк
В 1965 году в Липецке создали театр кукол. Через три года Вадима Жукова пригласили на должность главного режиссёра.
Сам театр размещался тогда в двух комнатах. Ни декораций, ни кукол, ни актёров. Вадим Васильевич сделал ставку на молодёжь.
— Он меня принимал на работу, — вспоминает заслуженный работник культуры РФ Алла Заворуева, которая работала звукорежиссером в театре — От него шла доброта, он был очень светлый человек. «Аллочка, вот партитура, выучи. Будем «Аленький цветочек» ставить». Ой, как он с нами мучился! Особенно кукла тростевая, это сложно. Всё показал. Он левша был — на левой руке водил куклу. Все на правой руке, а он на левой.
За «Аленьким цветочком» последовали «Армянская легенда», «Иван царевич и Серый Волк», «Ищи ветра в поле». За этот спектакль театр получил премию Минкультуры СССР. Потянулись зрители, школы стали привозить учеников младших классов.
— Он дружил со скульптором Гришко, с поэтом Шальневым, с художниками, с писателями, с педагогом Шмаковым, — рассказывает заслуженный артист РСФСР Анатолий Заворуев. — Был общительным и компанейским. Благодаря ему климат в театре был очень доброжелательный. И праздники вместе отмечали, и на рыбалку ездили, и за грибами.
При Вадиме Жукове в Липецке в год показывали по 250 спектаклей, в репертуаре было более 30 сказок.
Сам он поставил около двухсот спектаклей. Воспитал созвездие творческих личностей, многие стали заслуженными артистами.
При нём театр обрёл свой дом — бывший ДК трубного завода.
Москва и заграница
О театре заговорили по всей стране. Во время гастролей в Москве посмотреть «Ищи ветра в поле» пришёл руководитель Московского государственного театра кукол Сергей Образцов.
С Жуковым он был знаком с шестидесятых.
— Образцов восхитился нашим спектаклем, — вспоминает Алла Заворуева. — Они с Вадимом Васильевичем были друзьями. Они даже внешне были похожи. Этот спектакль вошёл в число лучших в СССР, а на международном фестивале в Польше получил Гран-при. Ленинград, Калининград, Казахстан, Винница, даже Замбия, Мозамбик и Ангола — липецких кукольников везде принимали с восторгом.
— Все удивлялись, как в провинциальном городе умудряются ставить такое, — рассказывает заслуженная артистка РФ Людмила Теплякова. — Вадим Васильевич говорил: «Нашего зрителя нельзя обмануть. Если дети что-то кричат, подсказывая актёрам, значит, у нас всё получилось»
За границей спектакли шли с переводом. Но по эмоциям малышей было понятно: они и так всё понимают.
В Мозамбике маленькие зрители сами удивили Жукова, он рассказывал об этом в интервью. В эту страну липчане приехали после Анголы и Замбии, где шла война и спектакли показывали под охраной военных. В Мозамбике было спокойно. Но как-то посреди спектакля раздались грохот и треск.
В вечность
Утро Жукова в театре начиналось с того, что он обходил все цеха, спрашивал, как дела.
— Ему удавалось решать все вопросы вежливо и тактично, — вспоминает Алла Заворуева. — Никаких конфликтов и обид не было. К актёрам он относился как к своим детям. Он часто задавался вопросом: «Ради чего мы ставим свои спектакли?». И сам же отвечал:
— В наших постановках никогда не было ни грубости, ни жестокости, ни хамства.
Текст: Марина Карасик
Фото: из архива театр кукол, "Липецкая газета", ЛОУНБ, Сергей Паршин