«За отменённые рейсы перевозчику грозит штраф»
Заявил председатель городского департамента транспорта Евгений Чекрыжов.
С 11 июля городские маршруты обслуживают перевозчики, прошедшие конкурсный отбор. Как изменится общественный транспорт в этом году? Много ли жалоб у липчан на водителей? На вопросы «Первого номера» ответил председатель городского департамента транспорта Евгений Чекрыжов.
— Евгений Анатольевич, липчане привыкли к тому, что есть муниципальные автобусы, а есть маршрутное такси. Что будет теперь? Весь транспорт в городе станет маршрутным?
— Нет. Начну с того, что сегодня работает 21 перевозчик. У них разные формы собственности. Есть индивидуальные предприниматели и юридические лица. В числе последних — два муниципальных предприятия: автобусное «Липецкпассажиртранс» и трамвайное «Горэлектротранс». МУПы — это те же коммерческие организации. Но у них форма собственности другая. У всех автобусов и трамваев пока остались свои привычные номера маршрутов: у муниципалов — свои, у частников — свои, начинающиеся с цифры 300, но думаем над тем, чтобы их упорядочить.
У всех перевозчиков при этом одинаковые условия контрактов, одинаковые тарифы и на всех маршрутах действуют льготы, предусмотренные законодательством.
— Что же тогда означает введение контрактной системы?
— Это означает, что и муниципальные предприятия, и частники находятся теперь в равных условиях. Перевозчик, который будет обслуживать тот или иной городской маршрут, определяется на конкурсной основе, путём проведения тендера. С ним заключается контракт на один год. В 2022 году победители уже определены. В проведённом конкурсе, помимо ценового критерия, имелись также качественные и квалификационные критерии оценки. Конкурс выигрывает тот перевозчик, кто при одинаковой цене контракта предлагает лучший по возрасту и оснащению транспорт и лучший кадровый состав.
— Хорошо, контракты заключены, но кто будет контролировать предпринимателей?
— Это задача нашего департамента как заказчика перевозок. Мы будем требовать исполнения рейсов, соблюдения расписаний, смотреть, чтобы выполнялись предусмотренные контрактом условия.
— А если
— Тогда он понесёт убытки и рискует тем, что с ним будет расторгнут контракт, перевозчик как юридическое лицо будет занесён в реестр недобросовестных поставщиков, что не позволит ему участвовать в дальнейших конкурсах. По новой системе оплачивается только тот объём работ, который выполнен фактически. Если автобус не вышел в рейсы — оплату за них перевозчик не получит. Более того, за несостоявшиеся рейсы он должен будет сам уплатить штраф. В каждом транспортном средстве устанавливается навигационный терминал, работающий с использованием системы ГЛОНАСС. Он передаёт данные на сервер нашей диспетчерской службы. На их основе и будет производится оплата контрактов.
— Но есть же контроль и со стороны пассажиров. Как часто они жалуются на водителей? И куда нужно обращаться?
— Обращаться нужно в городской департамент транспорта любым удобным способом: звонок, почта, электронная почта. На нашем официальном сайте есть раздел «Обращения», где можно загрузить фотоматериалы, фиксирующие нарушения. Все сведения мы передаём перевозчикам, некоторые направляем в полицию. К примеру, курение в автобусе или разговор водителя по мобильному телефону без помощи гарнитуры является основанием для привлечения его к административной ответственности. Перевозчик же вправе привлечь водителя к дисциплинарной ответственности по Трудовому кодексу. Всего в 2021 году в городской департамент транспорта поступило около 1 300 обращений. Эта цифра существенно не меняется на протяжении последних лет.
— Как изменились в этом году городские маршруты?
— Изменения были, но не радикальные. Пока мы пошли по пути объединения маршрутов, которые сильно дублировали друг друга. У них совпадали более 90% пути следования. Теперь водители не должны устраивать гонки на дорогах, что, надеюсь, минимизирует количество ДТП. Также в город вернулись два маршрута — № 302 и 359.
— С чем было связано их исчезновение?
— Перевозчики отказались от их обслуживания. Объяснили это кадровым дефицитом, убыточностью. И, самое досадное, что по тому договору, который действовал ранее, привлечь предпринимателей к ответственности за отказ от исполнения принятых на себя обязательств мы не могли. Теперь же, по новой контрактной системе, перевозчик должен предоставить в качестве способа обеспечения исполнения контракта либо денежные средства, либо банковскую гарантию. Если откажется от обслуживания маршрута — понесёт финансовые потери.
— Удивительно, что перевозчики говорят об убыточности. Профессия водителя всегда приносила хорошие деньги…
— Мир меняется. В условиях наложенных экономических санкций произошло увеличение цен на основные материалы и средства: ГСМ, масла, запчасти. Отдельные группы товаров подорожали в четыре раза. А стоимость нового автобуса в зависимости от комплектации может доходить до 19–20 млн рублей. Нужно брать большие кредиты. Предприниматели задумываются, стоит ли вообще дальше заниматься этим бизнесом? Сейчас во многих даже крупных городах перевозчики уходят с рынка. Так, например, происходит в соседнем с нами Воронеже. Тариф, к сожалению для транспортников, всегда только догонял происходившие инфляционные процессы, и, как правило, после продолжительного времени, что, конечно, приводило к кассовым разрывам в экономике предприятий.
Ещё немаловажную роль сыграла пандемия. Даже сейчас мы ещё не можем выйти на уровень перевезённых пассажиров в сравнении с 2019 годом. Если в 2019 году общественный транспорт в Липецке перевёз 92 млн человек, то в
— Хочется закончить нашу беседу на позитивной ноте. Липецк вошёл в тройку лучших городов ЦФО по развитию транспортной системы по итогам 2021 года. Как будем удерживать позиции?
— Действительно, липецкий транспорт занял высокие позиции по оценкам независимых экспертов Высшей школы экономики и компании «SIMETRA» (эксперт в области моделирования транспортных и пешеходных потоков, в создании комплексных схем организации дорожного движения. — Прим. ред.). Оценивалось множество параметров, начиная от класса подвижного состава, возрастных характеристик транспорта, его экологичности, заканчивая скоростью перемещения, физической и ценовой доступностью для населения. Сейчас задача — удержать эту планку и развиваться дальше. Участвуем в федеральном проекте «Чистый воздух». Отправили заявку, в августе ждём поступления 25 новых газомоторных автобусов. В 2023 году в планах получить ещё 35. По опыту муниципального предприятия, у которого уже есть на балансе такие автобусы, их обслуживание и содержание обходится дешевле по сравнению с машинами, работающими на дизельном топливе. И, конечно, для нас они в приоритете
Беседовала Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин