Оживили легенду
Липецкий Дом музыки вернул липчанам имя и творчество
В Липецке прошёл необычный концерт. В ОЦКНТ звучала музыка нашего земляка, выдающегося композитора Сергея Василенко. Это имя достойно стоять в одном ряду с именами Тихона Хренникова, Константина Игумнова, Надежды Обуховой, но
От славы к забвению
В истории жизни русского и советского композитора Сергея Василенко много неожиданных поворотов, романтических моментов и трагических коллизий. Как и белых пятен, которые ещё ждут исследователей. Его музыка производит впечатление. Глубокая, разноплановая — и очень русская. Никого не оставляет равнодушным. Профессионалы отмечают высочайшее мастерство, неискушённых слушателей подкупают искренность, гармония и духовность.
— Исходя из реалий нынешнего времени, мне кажется, что сейчас появился запрос именно на такие личности, — объясняет Наталья Сосновская. — На настоящего русского человека, который отличался широтой души, широтой таланта и содержал в себе тот самый русский код.
Русский код
У каждого из нас есть любимое место на земле. Где радость сильнее, беды отступают, душа обретает силу.
Для Сергея Василенко таким местом была Царёвка — деревня недалеко от Долгоруково. Когда мальчику было 10 лет, его отец купил эти земли и организовал успешное хозяйство, лучшее в Елецком уезде. Даже когда Сергей Никифорович уехал в Москву, он часто сюда приезжал. Именно здесь он написал свои лучшие сочинения.
— В 1883 году сюда приехала дворянская семья, — рассказывает директор
С Надеждой Ивановной мы пробираемся сквозь заросли крапивы и чертополоха высотой в человеческий рост, отдираем от одежды репьи. Ещё в
«Я мальчишкой жил здесь, в этой усадьбе, — рассказывает житель Долгоруково Владимир Карташов. — Помню сады барские, аллея шикарная к речке вела. Все деревья по порядочку были посажены, всё было красиво».
«Большой двухэтажный дом в квазимавританском стиле, с решётчатыми балконами стоял на горе, — писал позже Василенко в воспоминаниях. — Вокруг росли пирамидальные тополя. С одной стороны к дому примыкал тенистый фруктовый сад, с другой — обширный парк с трёхсотлетними дубами. Лесистыми террасами спускались откосы к полноводной запруженной реке».
— Атмосфера Царёвки, ворвавшаяся в душу мальчика своими звуками, красками, запахами, сопровождала Сергея Никифоровича всю жизнь, — объясняет Надежда Ивановна. — Она поддерживала его, дарила вдохновение. Она явственно слышна в лучших его произведениях.
«Альцеста» и «Китеж»
Музыкой Серёжа увлёкся ещё в детстве, гимназистом написал своё первое сочинение — музыку к драме Еврипида «Альцеста». Он мечтал о консерватории, но отец велел поступать на юрфак Московского университета. Там юноша учился блестяще, однако волшебство музыки оказалось сильнее. На последнем курсе Василенко решился «сменить юридическую карьеру на музыкальную». Он играл в оркестре, был помощником дирижёра, общался с композиторами и музыкантами, в том числе со своим кумиром Петром Ильичом Чайковским.
— У него было много знаменитейших друзей, — рассказывает заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского Всеволод Задерацкий. — Например, художники — Нестеров, Врубель, братья Васнецовы. Одно это свидетельствует, что он был большой и яркой, светящейся фигурой.
Выпускным сочинением Василенко стала
Дирижёр и просветитель
После консерватории Василенко творит в разных жанрах. Пишет в стилях модернизма и символизма — романсы на стихи Блока и Брюсова, симфоническую поэму по Уайльду. Обращается к европейской музыке
— На концерт многие пришли с желанием освистать, потому что такое сочетание казалось невозможным, — рассказывает доцент Московской государственной консерватории имени Чайковского, член Союза композиторов РФ Анжелика Комиссаренко. — Но публика была покорена, были овации.
Василенко был и замечательным дирижёром. После консерватории он дирижирует оркестром, путешествует по Европе.
— Сейчас трудно представить, чтобы в парке Сокольники звучала симфоническая музыка, — рассказывает проректор Московской государственной консерватории имени Чайковского, профессор, доктор искусствоведения Константин Зенкин. — Это была блестящая страница в истории нашей музыкальной культуры.
В
Педагог и композитор
В Московской консерватории Сергей Никифорович работал с 1907 года до самой смерти, до
Зов памяти
Василенко считали одним из самых авторитетных деятелей культуры страны. Почему его имя больше чем на полвека оказалось вычеркнуто? Возможно,
— Мой дед работал у него в усадьбе, — рассказывает жительница Долгоруково Валентина Черных. — Говорит, барин вывез фортепиано на балкон и играл день и ночь, день и ночь. А работники стояли поодаль и плакали. Чувствовали: прощается барин.
Музыка их объединила
В проекте «Сергей Василенко. Оживляя легенду» удалось объединить больше 200 человек: артистов Липецкого Дома музыки, солистов филармонии, преподавателей областного колледжа искусств, сотрудников
— Эти сочинения обязательно должен услышать каждый музыкант и вообще каждый русский человек. Это удивительной красоты музыка, тем более в таком представительном исполнении. Концерт для трубы с оркестром я раньше слушала только на пластинке, живьём слышу первый раз. Василенко был удивительным мастером.
Текст: Марина Карасик
Фото предоставлено Липецким Домом музыки