Последние бунтари
В
В выставочном зале на улице Ленина их не было больше 20 лет. В конце
По сути художники Бугровский и Татьянин совершенно разные — две параллельные прямые, если уж говорить математически, но всё же пересеклись. Они были из могучей липецкой кучки
Слева — картины Бугровского, справа позади — Татьянина
Сергей Бугровский (1962–2017) родился в семье инженеров. Традиционно поступил в липецкий политех. Потом армия, занятия в художественных студиях и в Пензенское художественное училище, из которого, по статистике, вышло больше всего русских авангардистов. Но бунтарский нрав даже это очень либеральное учебное заведение не позволил окончить.
Юрий Татьянин (1963) хотел стать писателем, а поступил в машиностроительный техникум. Стал
— Однажды пришёл к Бугровскому в мастерскую, — вспоминает художник Юрий Татьянин. — Увидел тетрадь, исписанную формулами, — он решал задачи по высшей математике. Спрашиваю: «Зачем тебе это?» Ответил, что решение математических задач помогает в цветовых находках и составлении композиции, в общем, в написании работ. Я был тогда начинающий художник, и меня это удивило. Потом дошло, что это как со стихами: «Когда б вы знали из какого сора…» И когда предложили сделать выставку, первое, что возникло: математика цвета. Потому что у Бугровского цвет кажется однотипным, но он великий колорист. У меня же идёт лобовое столкновение цвета и даже сочетание несочетающихся цветов.
Сергея Бугровского с его изломанными цветами, оплывающими бутылками и танцующими рюмками в неизменно серых тонах, где оттенков больше, чем 40, можно было бы назвать и экспрессионистом, и отнести его живопись к брутальному искусству. Юрия Татьянина с его
В простую
По большому счёту и Юрия Татьянина, который то про Романа Абрамовича картину напишет, то про
Бугровский и Татьянин математически точно свидетельствуют это — каждый под своим углом зрения.
На выставке картины так и расположены — двумя параллелями. Но в какую бы точку зала вы ни встали, смотря на картины Бугровского, будете видеть и Татьянина. Желая приглядеться внимательнее к Татьянину, споткнётесь взглядом о Бугровского.
— Я много лет знала Бугровского, — рассказала заведующая филиалом «Художественный музей — Выставочный зал» Липецкого областного краеведческого музея Ольга Буева. — Если бы у него спросили, что такое для вас живопись, с чем её можно сравнить, он бы сказал: с математикой. У Бугровского было мощное абстрактное мышление, чувственная живописная пластика, сложная организация пространства, тонкая живопись. Бугровский был колористом. У Татьянина же открытый цвет. Бугровский повёрнут в себя. Татьянин прямо разговаривает со зрителями. При кажущейся разности художников и подходов — это два вектора: художники говорят о современных темах, исследуют жизнь. Прийти на выставку современного художника — это как посмотреть современный фильм или прочесть книгу современного автора — художники всегда впереди общества и рассказывают нам о нас же, иногда нелицеприятные вещи. Художники не должны заниматься украшательством жизни. Он должны говорить о том, что их волнует. Зритель не обязан любить или не любить Бугровского и Татьянина. Но они сказали своё слово — два хороших художника в общероссийском пространстве.
Журналист Юлия Кондратьева заметила: «Эта выставка помогает принять, что мы разные. Что каждый имеет право на свой взгляд на реальность». А потом сказала: «Хорошо бы на эту выставку дошкольников водить, чтобы они учились: рамок нет. В рамки мы их потом вгоним». Ответом на её замечание стал радостный детский крик: «Посмотрите, индейцы идут!» — «Это же кошечки. Посмотри внимательно», — внушали взрослые ребёнку, разглядывая стаю воинственно наступающих деревянных котов. «Вы, что, не видите? Это же индейцы», — настаивала пятилетняя девочка. И, насмешливо уступая ребёнку, мы ещё раз посмотрели на котов в боевой раскраске: «А ведь действительно
Липецкий
Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Паршин
Видео: Елена Мамцева