От лётчиков Первой мировой до героев СВО
Исторические очерки Виктора Унрау.
С 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени Чкалова — Липецкий авиацентр. Но лётная история Липецка началась ещё в годы Первой мировой войны. А во время Великой Отечественной Липецк стал базой для истребителей и штурмовиков — здесь дислоцировались десятки лётных частей и соединений.
Со дня образования в авиацентре освоено свыше 50 типов самолётов, в их числе первые реактивные
В этом номере рассказ о малоизвестных фактах становления Липецкого авиацентра и из жизни липецких асов.
Первые и почти забытые
Братья Николай Ставрович и Александр Ставрович Саковы были первыми липчанами, которые не только стали пилотами, но и воевали на фронтах Первой мировой войны. Николай Саков вступил добровольцем в Особый добровольческий авиационный отряд Всероссийского аэроклуба, которым командовал Николай Яцук. В этом отряде первое время было всего шесть пилотов. И хотя он назывался добровольческим, добровольцев было всего двое — Саков и знаменитый русский лётчик Александр Васильев, успевший до Первой мировой установить несколько авиационных рекордов, в том числе и мировой. Васильев, между прочим, как и Саков, родился в Тамбовской губернии. Но повоевать вместе им не пришлось — во время первого вылета Васильев попал в плен и в плену умер.
На войну на своём аэроплане
Начальник штаба Западного фронта
Яцук всегда отмечал Николая Ставровича как лётчика, который проводит «умелые воздушные разведки». Саков не отступался от выполнения своей плановой работы, даже когда по его хлипкому аэроплану открывали шквальный ружейный или орудийный огонь. Стерлинг Сигрей в своей книге «Солдаты удачи» рассказывает, как однажды под ураганным обстрелом с земли Саков удачно сбросил две бомбы и на изрешечённом аэроплане направился на аэродром, но по дороге у него заглох подстреленный мотор, он
За беспримерную отвагу Николай Ставрович получил два Георгиевских креста. Второго Георгия ему дали за то, что он не только вернулся с ценными разведданными с вылета, но и удачно отбомбился. Саков, отправляясь в тыл неприятеля, прихватил две полуторапудовые бомбы и сбросил их на воинские эшелоны в 200 км от Варшавы.
После присвоения звания прапорщика Саков перешёл в
Эскадра «Илья Муромец»
Липецким лётчиком № 2 можно считать Александра Сакова. Правда, летать по примеру старшего брата он не планировал. Сначала, как можно узнать из шеститомного собрания некрологов «Незабытые могилы», он закончил Московский университет, потом престижное пехотное Алексеевское военное училище и только после этого лётную школу эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это та самая эскадра, которая после революции базировалась в Липецке и навсегда связала наш город с военной авиацией и космонавтикой.
Кстати, первое в мире соединение стратегической авиации было создано по инициативе собственника
Александр Саков в Первую мировую войну был пилотом в эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец» и служил в одном подразделении с конструктором самолётов Игорем Сикорским. О боевом пути
На Сент-Женевьев-де-Буа
О братьях Саковых известно очень мало. Всё дело в том, что они были монархистами, не приняли ни Февральскую, ни Октябрьскую революции, воевали против Советской России на стороне Белой армии, и советские историки и краеведы просто вычеркнули их из народной памяти.
После Гражданской войны братья Саковы эмигрировали во Францию. Николай Ставрович работал таксистом в Париже, а Александр Ставрович почти 50 лет был секретарём Союза русских авиаторов во Франции. Если не считать хорошей статьи о Николае Сакове Сергея Ковалёва, память о первых авиаторах из Липецка хранят только два надгробья на кладбище Сент-
Однако сегодня никто не может сказать, как долго простоят эти надгробья. Дело в том, что места под захоронения сдают в аренду на определённый срок и, если арендатор не пролонгирует договор, надгробье сносят, а место отдают другому. До сих пор аренду за все 5 000 русских могил на кладбище Сент-
Ответный удар Михаила Водопьянова
23 июля 1941 года немецкая авиация нанесла первый бомбовый удар по Москве. Руководство СССР решило нанести ответный удар по столице Третьего рейха. Вторым налётом на Берлин руководил липчанин Михаил Водопьянов, который командовал тогда
8 августа
«Обязать
Командовал подготовкой налёта командующий ВВС РККА
В принципе операция прошла удачно, но на обратном пути несколько самолётов из отряда Водопьянова были сбиты, в том числе своими самолётами и зенитками. Самолёты
Сталин всё понимал
Сегодня пишут, что бомбардировка Берлина 10 августа 1941 года, которой руководил Михаил Водопьянов, была неудачной. Организаторам этой операции ставят в вину, что не все бомбардировщики, вылетевшие с аэродрома Пушкин, вернулись обратно. Но никто не оценивает эффективность этого налёта.
Конечно, силы, задействованные в операции, нельзя сравнивать с теми армадами немецких самолётов, что шли на Москву. Но, как потом подсчитали военные историки, за первые два года войны к Москве смогли прорваться всего 234 немецких самолёта, что составляет меньше 3% от той массы, что отправляли бомбить советскую столицу. Из 10 самолётов, которые вёл на Берлин Михаил Водопьянов, до столицы Третьего рейха дошли семь, то есть 70%.
Пишут также, что результаты операции вызвали недовольство Сталина, и именно поэтому он снял Водопьянова с должности командира
Во время первой встречи с Головановым Сталин хорошо отозвался о Водопьянове, но, отдавая должное его личным качествам как лётчика, в то же время отметил, что у него нет достаточных навыков и опыта в организаторской работе, необходимых для командования авиадивизией, и предложил освободить Михаила Водопьянова от должности комдива.
Это было, наверное, правильное решение. Ведь Водопьянов всю жизнь был лётчиком гражданской полярной авиации и, если не считать его недолгое участие в финской кампании, не имел боевого опыта и никогда не руководил крупными воинскими соединениями.
Сама
После своего налёта на Берлин Водопьянов ещё долго служил в
Все, кто пишет о Водопьянове, говорят, что он не обиделся ни на Сталина, ни на руководство армией. Он, вообще говоря, никогда не гнался за должностями. Его призванием было не командовать, а спасать всех, кто попал в беду. После завершения операции по спасению челюскинцев Водопьянов, несмотря на то что погода начала портиться, вернулся на льдину и забрал оттуда всех собак, которые вместе с людьми осваивали Северный морской путь.
Особый
Полк называют авиационным спецназом. Его сформировали из лучших лётчиков и авиаинженеров СССР на третий день войны по личному распоряжению Сталина. Полк использовали на самых напряжённых участках фронта как резерв Ставки Верховного Главнокомандующего.
Во время войны
Дикая дивизия Савицкого
Во время войны полк входил в состав
Евгений Яковлевич Савицкий в детстве был беспризорником, потом воспитывался в детдоме. Ему часто приходилось стоять за себя, поэтому он был отчаянным человеком, что наложило отпечаток и на его дивизию.
«Один пленный немецкий лётчик, — пишет бывший директор музея Липецкого авиацентра Владимир Масликов, — рассказывал, что его сослуживцы стали опасаться воздушных боёв с русскими, после того как Савицкий привёл на фронт свою «дикую дивизию».
Немцам действительно было чего бояться. Вот что творил, например, Герой Советского Союза Николай Дугин. «Они с Иваном Волочковым, — вспоминает Владимир Масликов в книге „Крылья Победы“, — на самолётах
Любовь и соколы
Служили в
Что касается отношений между мужчинами и женщинами в
Рассказывают, однажды красноармеец Варя Беленец придумала очень важное приспособление для самолёта. Новшество испытал в воздухе будущий Герой Советского Союза Анатолий Ермолаевич Рубахин. Варино изобретение так ему понравилось, что, приземлившись, он поблагодарил девушку за службу и поцеловал в щёку. Но увидев, что на него смотрит неумолимый Шайморданов, Рубахин приложил ладонь к козырьку и отчеканил: «Товарищ майор, запишите нас женихом и невестой. После войны мы поженимся». Но Шайморданов конца войны ждать не стал. У него был большой список «провинившихся». Он собрал их всех и приказал жениться на девушках, к которым они, как говорится, «подбивали клинья». Пишут, что ни во время войны, ни после ни один брак не распался.
Повиноваться правоверному майору пришлось и генералу Савицкому. В
— Не могу подчиниться, товарищ генерал, — ответил Шайморданов. — Хотите забрать Лазаренко, напишите письменное распоряжение о её переводе в штаб дивизии.
Савицкий написал распоряжение и заверил полкового блюстителя нравственности, что у него относительно Лазаренко самые чистые намерения. Он женился на Лидии Павловне, через год у них родилась дочь Светлана. Сегодня большинство жителей планеты знает не прославленного маршала авиации, а
Учились на героев в Липецке
Второго декабря 2022 года под Клещеевкой, недалеко от Артёмовска, экипаж фронтового бомбардировщика
Александр Антонов учился воевать в Липецком авиацентре. Он закончил Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков, а потом молодым лейтенантом осваивал бомбардировщик
— В 2010 году Антонов Александр Сергеевич оттачивал своё профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации в нашем авиацентре, — рассказал «Первому номеру» Захаров. — Я был у него преподавателем. Знаю, что он в составе авиационной группы ВКС России принимал участие в военных операциях в Сирии, а в прошлом году уволился из Вооружённых сил и заключил контракт с ЧВК «Вагнер», служил в её авиационном крыле. С Никишиным Владимиром Николаевичем я никогда не пересекался, но он как штурман фронтовой авиации тоже должен был проходить подготовку в Липецком авиацентре.
Встречайте, с…, папу
Около десяти часов вечера 2 декабря ВСУ предприняли попытку танкового прорыва около села Клещеевка, где стояла в обороне одна из частей «вагнеровцев». Командир штурмового отряда группы «Вагнер» запросил через авианаводчика поддержку с воздуха — была серьёзная опасность, что «вагнеровцы» потеряют позиции, отбитые у ВСУ, и понесут большие потери.
Командование направило в район Клещеевки два фронтовых бомбардировщика
Но ещё не успел вернуться на аэродром второй бомбардировщик, а там уже знали от командиров штурмовых отрядов, в интересах которых работал экипаж Антонова и Никишина, что
И враги оказали им почести
Это было уже не первое происшествие, связанное с применением боевой авиации ЧВК «Вагнер». В мае прошлого года, спасая штурмовиков из окружения, погиб доброволец, бывший командующий полком гвардейской авиабазы «Балтимор» под Воронежем
Однако до сих пор ни один героический поступок, совершённый в период СВО, не произвёл на людей такого потрясающего впечатления, как подвиг Антонова и Никишина, повторивших таран механизированной колонны Николаем Гастелло. Даже командование ВСУ передало России останки экипажа с воинскими почестями — их гробы накрыли российскими флагами и знамёнами ЧВК «Вагнер».
17 декабря 2022 года указом президента России Александру Антонову и Владимиру Никишину присвоено звание Героев Российской Федерации (посмертно). Героя России Александра Антонова с воинскими почестями похоронили в Челябинске, где он служил до выхода на пенсию. Героя России Владимира Никишина — в Балашихе, там живут его дочь и внучки.
Текст: Виктор Унрау
Фото: ОКУ «ГАЛО», Российский госархив кинофотодокументов и из социальных сетей