О воинах-учителях
От
Учитель — это тот человек, который в силу своей профессии должен «сеять разумное, доброе, вечное». И педагогика в нашем сознании уж точно никак не связана с войной и взрывами снарядов. Однако времена не выбирают. Великие противостояния государств, народов и убеждений происходят во все века. С начала Великой Отечественной войны на фронт стремились все: медики, рабочие, инженеры. И, конечно же, учителя. Многие сменили школьные указки на оружие.
Вернуть детям детство
Имя Константина Александровича Москаленко носит липецкий лицей № 3.
Он прошёл всю войну, служил в войсках связи старшим линейным надсмотрщиком. Награждён пятью медалями. 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы на Красной площади.
После войны работал директором школы в Ульяновской области. Окончил аспирантуру и защитил диссертацию на тему «Оценка знаний учащихся, закрепление нового материала и его психологические значения». В
Труды Константина Москаленко легли в основу липецкого опыта
Те, кто знал Константина Александровича или учился у него, вспоминают, что он воспитывал в своих учениках чувство любви к Родине, учил защищать её — на личном примере.
Я всё преодолею ради спасения Родины
Когда началась война,
Их гибель сделала из хрупкой учительницы русского языка и литературы отчаянную разведчицу. Когда весной
Зинаиду направили в разведшколу в Старом Осколе. Вспоминала, что там будущих разведчиков постоянно подвергали проверке. В 2015 году рассказывала журналистам: «Спрашивали нас: идёшь на пули, идёшь на штыки, идёшь на виселицу. Идёшь?» — «Иду». — «Мы посылаем сотни — возвращаются единицы. Идёшь?» — «Иду».
Потом не раз пересекала линию фронта, работала на оккупированных территориях, выясняла продвижение и дислокацию вражеских частей. В справке, которая хранилась в её домашнем архиве, написано: «…выдана гражданке Некрасовой Зинаиде Георгиевне, 1916 года рождения, в том, что она с мая месяца 1942 года по февраль 1943 года выполняла специальное задание управления НКВД по Курской области» (с 1935 по 1954 год Воловский район входил в состав Курской области. — Прим. ред.).
Когда освободили Курск, девушке сообщили, что с заданием она справилась. После Зинаида Георгиевна продолжила службу в
После окончания войны вернулась в родную школу. Узнала, что её брат и многие ученики погибли на войне. Зинаида Георгиевна не создала семью, но всю свою жизнь посвятила детям. Она воспитывала в них чувство патриотизма, своим примером показывала, как важно много читать и узнавать новое. В её библиотеке сборник повестей и рассказов Василя Быкова с дарственной надписью автора: «Зинаиде Георгиевне! Соратнице по большой войне с пожеланиями счастья, здоровья и благополучия!».
Бывших военных не бывает
Военная закалка, дисциплина становятся прочным фундаментом в педагогической деятельности, считает преподаватель истории, обществознания и ОБЖ школы № 60 майор запаса Владимир Александрович Подкопаев. Он участник войны в Афганистане. Награждён множеством медалей. Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых силах СССР».
Владимир Подкопаев окончил педагогический институт и
Владимир Подкопаев был демобилизован в 1989 году. Но ещё долго по ночам ему снилась война. Мгновенно просыпался от звуков на улице и сразу же шарил под подушкой — искал пистолет…
— Кто говорит, что на войне не страшно, не верьте. Страшно каждый день. Наш
После возвращения в Липецк Владимир Александрович устроился в штаб гражданской обороны, курировал школы. Первая школа, куда его вскоре позвали работать учителем, —
— Армейская служба влияет на мою работу. Это знания, которыми делюсь на уроках ОБЖ. К тому же дети знают, что бывших военных не бывает, они интересуются боевым прошлым. На классных часах рассказываю о службе. Военный опыт помогает и в воспитании учеников, — замечает Владимир Александрович. — Дети всякие бывают, приходится применять разные методы педагогики. Но я никогда не повышаю голоса. Дети уважают меня, советуются.
СВО и герои
Руководитель направления допризывной подготовки ЛРОО СПВ ПГ «АЛЬФА» Сергей Федорец недавно вернулся из зоны проведения СВО, где служил в спецподразделении «Шторм «Рыкарь». Для Сергея яркими примерами настоящих
Занятия очень пригодились: в 2007 году Сергей отправился на срочную службу в спецназ Главного разведуправления. После службы сам открыл центр допризывной подготовки на базе ЛРО «Альфа». Его выпускники учатся в высших военных учебных заведениях. Также бывший разведчик создал проект «Школа настоящего мужчины», чтобы вовлекать отцов в воспитание детей.
С начала специальной военной операции Сергей начал усиливать свою физподготовку. Он понимал: возможно, его помощь понадобится стране.
— С марта 2022 года мы с ребятами отвозили бойцам гуманитарную помощь. Сами ездили «на передок». Когда объявили мобилизацию, мы с товарищами добровольцами пришли в военкомат, — вспоминает Сергей Федорец.
На занятиях он всегда повторяет ребятам: нельзя забывать историю своей страны. Её нужно чтить, ею нужно гордиться. Разговоры и рассказы о патриотах, дисциплина и спортподготовка становятся для некоторых ребят отдушиной. Сергей вспоминает:
— Родители привели к нам подростка — он стоял на учёте в ПДН. Сначала у него не всё получалось. Но паренёк не сдался. Со временем втянулся, забыл о плохой компании, перестал хулиганить. Через несколько лет юноша сделал осознанный выбор: пошёл в армию на срочную службу.
А одному из парней военная подготовка в липецком центре в буквальном смысле помогла выжить.
— Бойцам, которые сейчас выполняют долг, желаю крепкого братского плеча, везения, — пожелал Сергей Федорец. — Чтобы они живыми, здоровыми и с выполненной задачей вернулись к своим близким. А тем, кто на гражданке, особенно подрастающему поколению, хочется сказать: есть такое правило — хочешь мира, готовься к войне. Да, мы не должны хотеть войны, но мы должны уметь воевать, и тогда будет меньше желающих покуситься на нашу Родину. Мы должны знать, что всегда сможем защитить страну и тех, кто в этом нуждается!
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин и областной краеведческий музей