Памяти мастера
Ушёл из жизни липецкий скульптор Евгений Вольфсон.
Магнит для творческих людей
Он всегда выделялся из плеяды липецких скульпторов. Родился в Липецке в 1950 году, в 25 лет окончил Саратовское художественное училище, в 27 был принят в Союз художников СССР, в 33 состоялась его первая персональная выставка. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Липецком и Елецком краеведческих музеях, государственных и частных собраниях в России и за рубежом.
— Я приехал в Липецк после училища, тогда меня и познакомили с ним. До сих пор помню запах сырой глины, пыли и гипса у него в мастерской, — вспоминает скульптор и друг Вольфсона Андрей Сулин. — Женя всегда вдохновлял меня на творческие подвиги, давал ощущение свободы. У него уже тогда была куча зарубежных журналов, где было совершенно другое искусство, не советское.
Большой мастер своего дела, он притягивал к себе людей.
— Когда Женя начинал
С карандашом в руке
Евгений Вольфсон
— Помню, как мы в первый раз пришли к Вольфсону в мастерскую. Это было уникальное пространство. Нагруженное предметами, творческими объектами, материалами, этакая живая инсталляция, — делится воспоминаниями художница, директор Липецкого
— Он был профессионалом высочайшего класса, это начиналось с отношения к жизни. Женя, куда бы ни шёл, всегда носил с собой блокнот и постоянно рисовал. Однажды видел его рисунки, на которых были изображены женщины с сумками и кошёлками. Он увидел их на остановке и запечатлел на память. На собраниях он вёл самую настоящую летопись: рисовал затылки наших художников. Получилась целая галерея голов, на которых люди себя узнавали, — вспоминает Андрей Сулин.
Мальчик из туфа
— Провожая
Евгений Вольфсон был удивительным рассказчиком, мог обаять с первой секунды общения, рассказывает Андрей Сулин.
— В 1986 году Вольфсон ездил в Армению, где собрались скульпторы всего Советского Союза. Когда все уже вовсю рубили камень, Женя сидел и рисовал. И только под конец пленэра он взял камень туф и начал резать фигуру. Через
Заброшенная мастерская
В конце
— Свою мастерскую в Липецке он оставил на произвол судьбы. После его отъезда я попал внутрь. Там остались кипы его набросков и рисунков. Некоторые я собрал и до сих пор храню этот архив. Сейчас, когда его не стало, Женины рисунки для меня обрели особую ценность. Он звал меня к себе в гости, а я всё откладывал на потом, — с грустью произносит друг скульптора.
— Помню, он тогда уже жил в Одинцово и приехал в гости в Липецк. После покупки графического планшета был увлечён рисованием на экране, как ребёнок. В нём до последнего сохранялись интерес к жизни и желание пробовать
Случился Вольфсон
Евгений Вольфсон щедро делился своими знаниями и опытом. В его доме на стенах висели картины художников, с которыми он общался лично. Для одних он был другом, для других — учителем.
— Липецку очень повезло, что у нас был такой мастер. Многим художникам он дал путёвку в жизнь. Когда молодой человек хочет стать художником, бывает достаточно одного слова, чтобы вдохновить его и открыть дорогу. Женя был из разряда людей, которые могли найти это слово. Я очень благодарен ему за то, что он просто был, — рассказывает Андрей Сулин.
— В его работах есть такой тонкий элемент сарказма. Он постоянно занимался поиском новой формы. Вольфсон в липецкой истории нашёл своё лицо. Я знаю многих людей, которые приходили посмотреть именно на Вольфсона. Когда знакомые приезжают в наш город, с удовольствием показываю им его работы, — говорит Ольга Буева. — Прекрасно, что в истории Липецка случился Вольфсон.
Текст и фото: Валерия Дьяченкова