«На уроке должно быть интереснее, чем в tik-tok»
Считает победитель городского этапа конкурса «Учитель
Учителя биологии и химии липецкой школы № 59 Зою Манаенкову можно назвать фанатом своего дела. Она отличник по жизни. Привыкла всё делать на пятёрку. Вот и в школе старается, чтобы её уроки были самими лучшими. «Замужем за профессией», — шутит она. На конкурс «Учитель года» пошла осознанно. Не по настоянию руководства, а по собственному желанию. Говорит, приняла бы участие и раньше, если бы не смена места жительства, работы и учительского профиля. После 10 лет преподавания биологии в новой школе ей пришлось заново садиться за конспекты — теперь уже по химии.
— Зоя Алексеевна, вы выпускались из школы в 1998 году, когда в России был объявлен дефолт, обесценивались деньги. Все тогда хотели стать коммерсантами и бизнесменами, а вы выбрали профессию учителя…
— Мои родители по образованию учёные
— Когда вы пришли работать в школу, гаджеты были ещё не у каждого ученика. Теперь же дети постоянно «сидят» в телефонах. Преподавать стало сложнее?
— «Поколение Z» — так у нас называют молодёжь. Как с ними работать? Сегодня перед учителем стоит сверхзадача — быть интереснее, чем Инстаграм и
Первая наша задача — заинтересовать школьника. Тут все средства хороши: и стихи, и загадки, и видеофрагменты, и карикатуры. Второе — удержать внимание, чтобы он не ушёл в виртуальный мир. И третье — дать возможность совершить маленькое открытие. Здесь на выручку приходит мой предмет. Химия, биология, физика просто немыслимы без опыта, эксперимента. Приведу пример, с которым выступала на конкурсе. Ученикам были даны вещества: растительное масло, мёд, варенье, жидкость для мытья посуды, жидкость для очистки стёкол, вода с красителем. Вопрос: можно ли разместить всё это в ёмкости, чтобы не смешивать? Ученики выдвинули гипотезу: надо поместить вещества в пробирке по мере уменьшения плотности. Внизу должно располагаться самое плотное вещество — мёд, сверху — жидкость, содержащая спирт. Таким образом, дети буквально за пять минут сами провели исследовательскую работу. Это я и называю «раскрасить урок». Отсюда и название моей методики — «Уроки в красках».
— Открытые уроки всегда проходят на высоте. Но можно ли каждый день делать преподавание таким ярким? Дети говорят, в их школах
— Здесь, знаете, многое зависит от ситуации: от личности самого учителя, от оснащения школы. Мне довелось работать в двух разных школах, с разным материальным оснащением.
— Но и от личности учителя многое зависит, согласитесь?
— Безусловно. Но современного педагога никак нельзя назвать некомпетентным. Система образования нас постоянно заставляет повышать квалификацию. Если бы вы видели, сколько курсов, сколько лекций мы дополнительно проходим в течение года! Сами сдаём экзамены, в формате ЕГЭ в том числе. Но всё же учитель не энциклопедия. Всё на свете знать он априори не может. Да и не должен! Его задача — научить школьника добывать знания. Но и тем не менее отвечать ученику: «Я не знаю» — недопустимо. Дети это подмечают. У них же есть под рукой телефон с интернетом. Они в любой момент могут проверить преподавателя или даже на
— Ну, а как вы относитесь к новым веяниям, таким как видеоуроки или конференции по Skype или Zoom?
— Преподавать химию целиком и полностью в дистанте — это похоронить её как предмет и науку. Есть школьные предметы, где дети должны пробовать, трогать руками, а не только смотреть. Но можно использовать видеоконференции как дополнительный вариант занятий — почему бы и нет? У меня дети пишут
— Вы упомянули ЕГЭ. Это вечный камень преткновения сторонников старой и новой школы. Как вы относитесь к этому виду экзамена?
— У ЕГЭ есть свои плюсы. Экзамен расширил возможности абитуриентов. Раньше было сложно поступать сразу в несколько вузов. Ведь нельзя присутствовать в двух местах одновременно. А если экзамены совпадут, пересекутся? Второй момент — это возможность поступить в престижные вузы без денег и связей. Сегодня это стало реальностью. Многие липецкие ребята успешно поступают в Москву и
— И в заключение — самый сложный вопрос: каким вы видите будущее своей профессии? Станет ли учитель вновь уважаемой фигурой в обществе?
— Уважение к педагогу никуда не ушло. С ним
Беседовала Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин