«Нужно планово проводить ревакцинацию искусством»

Рассуждает кандидат культурологии Евгения Смелова.
В Липецком областном краеведческом музее новый руководитель. Сразу привлекает внимание её совершенно «немузейный» возраст. Свои 35 лет Евгения Смелова отметила в Липецке буквально на днях, открывая собрание работ художника Василия Шевченко в выставочном зале на улице Ленина. Новый директор — специалист с опытом. За 14 лет работы она защитила кандидатскую диссертацию, поучаствовала в формировании исторической коллекции киностудии «Союзмультфильм»,
успела поработать в частной галерее и Центре современного искусства.
Свой приезд в Липецк Евгения называет «авантюрной задачей». Она решила доказать самой себе, что сможет осовременить музей, изменить его концепцию и жизнь в провинции.
— Евгения, в наше время люди рвутся в столицу за высокими заработками. А вы, человек с московской пропиской, наоборот, оказались на периферии. Как так вышло?
— Не хочу, чтобы у липчан сложилось мнение, будто меня «спустили» сверху. Открыто говорю: я человек без связей, просто музейщик, за мной никто не стоит. Мама воспитывала меня одна, поэтому я рано, буквально со старших классов, пошла работать. Весь опыт, который есть у меня, — приобретённый, прошедший, что называется, через руки. В случае с Липецком я рискнула. Так несколько раз было в моей жизни, шла
— И что вас привлекло?
— Поверьте, я приехала не за деньгами. Работа в Липецке для меня — авантюрная задача. Я поставила перед собой цель изменить, если хотите — переформатировать — жизнь музея в провинции. Теперь нужно взять эту планку. Путешествуя по стране, много где бывала. Всякий раз, видя в глубинке разбитое стекло в музее или паутину по углам, говорила: «Ну, вот
— Неужели Липецкий областной музей нуждается, чтобы в нём наводили порядок?
— Самый главный минус — что музей пуст. Сюда мало кто ходит. С кем ни поговоришь, все либо не были в музее, либо считают, что за 30 лет в нём ничего не изменилось. А есть ещё расхожее мнение, что в Липецке культуры вообще нет.
— Липецк — рабочий город. Может быть, опрошенные отчасти правы?
— Я так не считаю. Приведу пример пивзавода под Мытищами.
На предприятии создали инфраструктуру для отдыха — открыли
Фото: mosbrew.ru , Илья Иванов
Там начали проводить выставки современного искусства. Сначала рабочие с семьями мало что в них понимали. Потом появились экскурсоводы — стало интересно. И постепенно люди привыкли. У них не было отторжения, наоборот, они активно интересовались новыми экспозициями. Так что прививка искусством приживается. Нужно только планово проводить ревакцинацию: постоянно включать культурные мероприятия в повестку и делать их более доступными.
— Приведите примеры музеев, на которые нам можно было бы равняться?
— Из региональных нам нужно равняться на музеи Екатеринбурга. Вообще Урал крепок. Жители делают культурные пространства для себя, это их особенность, они упёртые. Неплохие музеи в Красноярске. Мечтаю побывать у коллег во Владивостоке. Знаю их музеи виртуально: то, что увидела в интернете, производит впечатление.
А посмотрите на Тулу — соседа! Раньше там мало кто бывал. Сейчас столица баннерами завешана: «Все в Тулу!» И на выходных москвичи часто ездят туда. Несколько лет специалисты раскручивали бренд — и вот результат!

— Каким вы видите в будущем областной музей? Какие задачи он будет решать?
— Музей — живой организм, в нём должна «течь кровь». Тишина здесь может быть только по понедельникам — в его выходные. Мне бы хотелось, чтобы каждый день здесь проходили встречи, дискуссии, выставки, звучали детские голоса. Очень здорово, когда школьники находятся в музее, учатся
Не знаю, как здесь, но в Москве люди ходят в торговые центры как на прогулку: отдыхают там, делают покупки, обедают, развлекаются. Наша задача — предложить альтернативу. Да, конечно, музей — это не аттракцион. У нас главное — образовательная функция, а затем уже — развлекательная. Будем искать золотую середину. Во всяком случае нужно сделать так, чтобы человек, придя сюда, мог отдохнуть. После выставки посидел, выпил чашку кофе. Мы хотим получить современный музей, где посетителю было бы комфортно находиться и интересно проводить время.
— Насколько быстро удастся произвести «перезагрузку» музея?

— Это зависит от нескольких факторов. Прежде всего нужно понять исходные данные: что мы имеем? От этого будут формироваться и задачи. Ну, а дальше — реализация. Понятно одно: директорская должность — это контракт. Рано или поздно он закончится. И мне не хотелось бы, чтобы после меня оставалось пустое поле.
— Что вы намерены сделать в первую очередь?
— Первое — хочу сформировать команду классных специалистов. Музей сегодня — это не только хранители, но и дизайнеры, маркетологи, специалисты по ведению соцсетей. Дело за молодыми, как мне кажется. За людьми, у которых молодые сердца! У меня был опыт, когда я принимала на работу людей в возрасте 50–60 лет, но они ею горели, им было интересно. И нужно привлекать молодёжь, растить свои кадры. Если этого не делать, они так и будут уезжать. Даже те, кто патриотично настроен к своему региону.
Вторая задача, которую вижу, — это разобраться с музейным фондом: понять, что мы храним? Существует Государственный каталог Министерства культуры РФ. Все музейные предметы должны быть оцифрованы и выгружены туда к 2026 году. Это одна из первостепенных задач, поставленных Минкультом перед всеми музеями России. Мы обязаны сконцентрировать свои силы, ресурсы и выполнить её.
Третье — это создание концепции комплектования музея. Нужно понять, каких фондов нам не хватает? Для этого пригласим экспертное сообщество. Хотелось бы услышать мнение как липецких археологов, краеведов, так и специалистов со стороны. Я готова поделиться своим опытом и услышать мнение коллег. Искренне открыта к предложениям! Музей — это наши культура и память, то, что мы оставим после себя. Надеюсь, общими усилиями мы заполним пустоты и сделаем так, чтобы страницы истории Липецкой области было интересно читать не только липчанам, но и их гостям.
Беседовала Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин, соцсети