«Всю жизнь провожу в сказке»
Липецкая актриса поделилась секретом своего полувекового «романа» с театром кукол.
Распахивается дверь кабинета — из него стремительно выходит яркая, ухоженная платиновая блондинка со смеющимися голубыми глазами. Она сразу озаряет своей лучистой улыбкой фойе театра кукол, в котором мы встретились для беседы. При первом взгляде на заслуженную артистку России Нину Павловну Мирошниченко даже не могу поверить, что это именно у неё в декабре отгремел солидный двойной юбилей:
А ещё сложно поверить в то, что в трудовой книжке липчанки нет больше других записей. Нина Павловна как пришла в театр совсем юной — сразу после школы, 13 сентября 1970 года, — так и осталась в нём. Влюбилась в работу, сплелась корнями с крепким стволом творческого коллектива.
— Нина Павловна, с чего всё начиналось, что привело вас именно в театр кукол?
— Я училась в школе № 15 и в свободное время занималась художественной самодеятельностью. Поняла, что мне нравится профессия актёра. В старших классах ходила в драмкружок при Доме офицеров и уже готовилась поступать в московское театральное училище. Конечно, знала, что конкурс там огромный, поэтому после окончания школы решила, что возьму год, чтобы подготовиться. Очень много читала, упражнялась в исполнении этюдов. Одновременно решила: пока готовлюсь, устроюсь
— И в итоге забыли про Москву?
— Я даже забыла, что хотела поступать! В Москву, конечно, не поехала, а, так как знания всегда и везде нужны, поступила в Липецкое
— С какими сложностями столкнулись? Ведь у драматического актёра — одни задачи, а у
— Так и есть: задача кукольника — учиться все свои движения и эмоции передать через куклу, чтобы она «жила». Ошибка начинающих актёров, когда все эмоции читаются лишь на его лице, а не у куклы. Секрет мастерства — только в каждодневной работе над собой, большом опыте. Я очень благодарна Вадиму Жукову: он и его супруга были влюблены в профессию. Например, когда актёр болел, он сам с лёгкостью брал в руки куклу и работал. Мастер с большой буквы! Своей любовью, примером Вадим Васильевич заражал всех вокруг, вдохновлял нас. Можно сказать, что я и некоторые другие молодые актёры тогда буквально «пришли с улицы». И то, что мы настолько влюбились в своё дело, остались и до сих пор работаем в нашем театре, полностью его заслуга.
— Трудно ли было учиться работать с куклой?
— Да. Можно сравнить эту работу с музыкантом, который научился играть на инструменте и потом на нём исполняет композиции. А у нас каждый спектакль новые не только композиции, но и инструмент — кукла. Они разные в каждом спектакле. Репетируя, мы должны не только запомнить текст, разучить его, но и узнать все возможности куклы: как двигаются руки, голова, ракурсы, открываются ли у неё глаза или рот. И мы оживляем куклу, добиваемся, чтобы зритель смотрел не на нас, актёров, а на неё. Ведь человеческая живая мимика не сравнится с кукольной. Поэтому мастерство, душу, эмоции и характер нужно буквально вложить в куклу, а это очень непросто.
— А какие качества или свойства характера помогают в творчестве?
— Детская наивность, присущая, наверное, всем кукольникам. Мы проносим её через всю жизнь. Все люди обычно отмечают, что
— Помните свою первую куклу, к которой «прикипели» душой?
— Конечно! Один из самых первых, любимых — поросёнок Чок, тростевая кукла с очень милой,
— Среди, без преувеличения, сотен спектаклей и сыгранных ролей какие больше всего запомнились?
— За 50 лет работы накопилось много запоминающихся ролей. Особенно отмечу спектакль «Звёздный мальчик» по Оскару Уайльду — в нём затронута очень глубокая тема. Я играла самого
— Ваш личный секрет: как удалось полвека проработать в театре, не изменяя ему?
— Если человек по жизни не задаёт себе вопрос: а правильно ли я выбрал профессию, туда ли пришёл, значит, он верно выбрал свой путь. Я никогда себе не задавала этот вопрос. Моя любовь к профессии помогает, заниматься любимым делом всю жизнь — это радость для любого человека, это держит на плаву и подогревает. Когда ты с удовольствием идёшь на работу каждый день — это счастье. И оно у меня есть!
Текст: Анна Дикарева
Фото: Оксана Макарова