«Жизнь измеряю учебными годами»
Поделилась заслуженный учитель России Алла Волкова.
Заместитель директора гимназии № 12 «Гармония» заслуженный учитель России Алла Волкова в этом году вошла в состав жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», финал которого проходит в Тюмени. Несмотря на разницу в часовых поясах, она нашла время ответить на вопросы «Первого номера» о роли учителя в мире технологий, «фишках» общения с детьми и о самых главных учителях её жизни.
— Алла Александровна, как член жюри на какие качества педагога вы обращаете внимание? В чём секрет победы, что желаете участникам?
— Смотрю на педагога как на профессионала, на его умение объяснять предмет, выстраивать общение с детьми, эмпатию. Секрет победы складывается из нескольких составляющих: это профессионализм, ораторское мастерство, стрессоустойчивость. Главная задача — рассмотреть в каждом ребёнке талант и помочь раскрыть его. У меня всегда одно пожелание к участникам — быть собой, с лёгкостью делать то, что делаешь в своей профессии.
— С приходом в жизнь современных технологий насколько значимыми остаются образ и авторитет учителя? Возможно ли, что в будущем его заменят гаджеты?
— Как учитель информатики могу точно сказать, что гаджеты — лишь облегчающие труд инструменты, позволяющие идти к высокой цели в образовании. Самым важным, безусловно, в системе образования остаётся человек — ребёнок и учитель. На первом уроке информатики с пятиклассниками всегда рассуждаем о происхождении слова «информатика». Приходим к выводу, что наша наука занимается не только изучением компьютеров — это в целом грамотная работа с информацией. Авторитет учителя бесспорен: только человек может отличить хорошее от плохого, выстроить коммуникацию. Хотя я являюсь членом совета учите
— Помните ли свой первый урок в качестве учителя? Было ли волнение, есть ли оно сейчас?
— Один конкретный урок за 20 лет преподавания уже сложно вспомнить. Но всегда в памяти мои первые открытые уроки в гимназии № 12. Так, на одном изучали звуковые волны на примере гитары, на другом — составляли графические модели. На мой взгляд, волнение — это нормальное состояние, когда ты неравнодушно подходишь к тому или иному делу. Конечно, опыт сказывается на уверенности при проведении уроков и мероприятий. Волнуюсь на открытых уроках, перед выступлениями на сцене, несмотря на то что опыт достаточно большой.
— Учитель — это всегда в
— Быть в курсе интересов детей, понимать, какие книги, комиксы читают. Выгорать некогда: новые задачи, уроки, командировки, разговоры с ребятами и их вопросы. Рада, что у нас в учебном плане школы появился курс «Личностное развитие». На нём мы учимся выстраивать новые пути взаимодействия с детьми, глубже узнавать их характеры. О буллинге? Чтобы предотвратить его, нужно быть в контакте с детьми, нужно учить детей общаться друг с другом, понимать, что происходит у тебя в классе и, конечно, вовремя корректировать эту ситуацию.
— Как внедряется в жизнь проект «советник директора по воспитанию»?
— Проект внедряют уже в ряде субъектов Российской Федерации. В Липецке он стартовал с первого сентября. В нашей гимназии также есть советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Он будет помогать каждому ребёнку подбирать организацию, в которой он найдёт себя, конкурсы по душе. Это только начало пути, верится, что всё будет хорошо.
— Мечтали ли вы в детстве о профессии учителя? Кто для вас главный, самый важный учитель?
— Очень часто в школу попадают те, чья жизнь с детства пропитана её атмосферой. Мои родители — педагоги, лучшие проводники в профессию, самые важные учителя в моей жизни. Я всегда знала, что неделя воспринимается в сознании как разворот дневника, а жизнь измеряется не календарными, а учебными годами. Хочу назвать ещё ряд имён и фамилий людей, которые во многом определили мой педагогический почерк. Это Сталь Анатольевич Шмаков — его опыт и труды по теории досуга молодёжи позволяют мне понимать, какие игровые методики можно применять в работе с детьми. Благодарна конкурсу «Учитель года» за то, что познакомилась с удивительным человеком, народным учителем Российской Федерации Майей Борисовной Пильдес. Удалось многому у неё научиться. Конечно, важные учителя — это директор гимназии № 12 Ольга Николаевна Уласевич, работаю под её крылом долгие годы, мой школьный учитель русского языка и литературы Татьяна Николаевна Дергунова. Она руководила кружком в городском доме творчества, благодаря которому я попала в лагерь «Орлёнок», посетила множество фестивалей. И, конечно, выбор педагогической профессии был обусловлен удивительным человеком, моим учителем физики Натальей Петровной Трегубовой.
— Газета выйдет накануне Дня учителя. Что, на ваш взгляд, уместнее дарить педагогу?
— Вопрос неоднозначный и всегда вызывает резонанс: нужно дарить подарки или нет? Для меня главное не что подарено, а как, какие слова при этом произнесли. Умение вручить подарок, быть благодарным — очень важно, оно способствует формированию эмпатии. Поэтому для меня слова ценнее, чем любые материальные подарки. Хотя они тоже присутствуют: ученики балуют! Храню много подарков, сделанных их руками: интересные открытки, поделки, фотографии. Всё это очень ценно.
— Немного о материальном — есть ли сейчас помощь для начинающих педагогов? Ощущается ли недостаток в кадрах?
— Конечно, для начинающих педагогов есть надбавки: первые пять лет молодым учителям добавляется 100%. На региональном уровне выпускники педагогических вузов тоже получают материальное стимулирование. Ещё, на мой взгляд, важно для них и участие в профессиональных конкурсах. Молодые педагоги идут в школу, есть ассоциации, на заседания которых приходят начинающие специалисты. А ещё очень важно, что в нашу гимназию в качестве педагогов возвращаются её выпускники!
Беседовала Анна Дикарева
Фото из архива Аллы Волковой