Психанул и приехал
Артист и режиссёр театра имени Толстого Николай Чебыкин рассказал о жизни, творчестве и как волею судьбы оказался в нашем городе.
Заслуженному артисту России Николаю Чебыкину в декабре исполнилось 70 лет. В Липецке он живёт уже 45 лет и столько же служит липецкой сцене. За его плечами такие трогательные и блистательные роли, как художник Машу в пьесе «Месье Амилькар», Василий Тёркин в одноимённом спектакле, Фирс в «Вишнёвом саде». Как сибиряк стал липчанином, почему в репертуар театра трудно вводить пьесы современных авторов и зачем в XXI веке театр — в интервью для читателей нашей газеты.
ДОСЬЕ. Николай Петрович Чебыкин. Родился 13 декабря 1951 года в маленьком посёлке для ссыльных в Северном Казахстане. Мама-полька обладала завидным голосом и хорошо пела. Отец, русский, был художником. В 1974-м окончил Новосибирское театральное училище. С 1977-го актёр Липецкого театра драмы имени Толстого. В 1986 году закончил режиссёрское отделение театрального училища имени Щукина. Сыграл на липецкой сцене более 70 ролей, поставил около 40 спектаклей. Жена Светлана Валентиновна закончила Новосибирский электротехнический институт связи, работала инженером связи. У Чебыкина две дочери и трое внуков. Дочери получили университетское образование. Старшая живёт в Москве и работает в российско-итальянской компании. Младшая живёт в Калифорнии.
— Николай Петрович, вы родом из Сибири, закончили Новосибирское театральное училище и до того, как вышли на сцену Липецкого театра драмы, успели поработать в Ленинабадском и Алтайском краевом театрах. Как вы оказались в Липецке?
— Перед тем, как приехать в Липецк, я поступал в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Меня уже приняли. Я отправил телеграмму родителям. Но пришёл проректор и сказал, что в связи с
— Вы с женой были вместе почти 50 лет. Это противоречит мифу о супружеском непостоянстве артистов. Говорят, что работники сцены постоянно женятся и разводятся.
— Это не так. Скромнее, чем артисты, вообще никого нет. Просто есть люди, чья профессия предполагает публичность. Артистов все видят, за ними следят. И если
— И когда вы приехали к ней в Липецк, сразу устроились в театр?
— Нет. Мне рассказали, что в Липецк приехал молодой режиссёр Владимир Михайлович Пахомов. Я пришёл в театр, но оказалось, что он на гастролях на Украине. Мы с ним созвонились. Он говорит: «Приезжай сюда. Я введу тебя в спектакль, и будешь играть». Но я к тому времени поиздержался и не мог поехать на Украину. Пахомов, надо сказать, всегда очень хорошо понимал другого человека. Это вообще его главное качество. Говорит: «Хорошо. Нет никаких проблем. Я буду в театре в начале сентября. Приходите». До встречи с Пахомовым оставалось месяца два, и я устроился в один липецкий трест в строительную бригаду. Мы ваяли огромный цех на заводе пусковых двигателей. Он и сейчас стоит. Только там
— И надолго задерживаться в театре не планировали?
— Да. Я много играл, но понимал, что актёрство — это не моё. Не совсем моё.
— Я хотел заниматься режиссурой. Поэтому весной пришёл к Пахомову, говорю, что ухожу из театра, буду поступать в институт. Он стал на меня кричать — это была его всегдашняя реакция: «У тебя столько ролей! Мы костюмов тебе нашили! Что я теперь буду делать?!" Я от него вышел. Через пять минут меня находит завтруппой Людмила Михайловна. Замечательная была женщина! «Зайдите к Владимиру Михайловичу». Я говорю: «Я же только что у него был». «Ну зайдите». Захожу. Пахомов добрый, ласковый, улыбается. И уговорил меня поступить на заочное отделение в институт Щукина. Я начал учиться заочно и ставить спектакли. Я очень много поставил спектаклей. В основном современные пьесы, написанные живыми авторами, которые могли приехать на премьеру, сделать
— Я читал ваши интервью и знаю, что журналисты вас уже спрашивали, почему в репертуаре театров практически нет пьес современных авторов.
— Они есть. Но их мало. С одной стороны, может быть, это можно объяснить ленью режиссёров. Современные пьесы надо искать, надо читать. Я в своё время прочитывал по пять, по шесть пьес в день. Тогда авторы несли свои пьесы не в театр, как сейчас, а в Главлит. Там их «литовали» — ставили штамп: дозволено к постановке. В Москве был Дом актёра, который потом сгорел, и там на пятом этаже сидели машинистки и печатали пьесы на пишущей машинке, а мы их покупали. Пьеса стоила пять рублей. Современных авторов тогда было наперечёт. Все режиссёры их знали.
— Сейчас пьесы пишут все кому не лень, и перечитать их просто невозможно. Для театра пьеса современного автора — это всегда риск. Вот Шекспир — это понятно. Как его ни поставь, это всё равно Шекспир. А с современной пьесой — пошьём костюмы, закажем декорации, в общем, потратимся, а спектакль не пойдёт. Что делать? Поэтому с коммерческой точки зрения лучше ставить то, что апробировано. Хотя возьмите МХАТ, Современник, Таганку — все они достигли пика популярности на современных пьесах. Они ставили Чехова, Горького, Андреева. Тогда это были современные, живые авторы.
— Ну так это же были Чехов с Горьким!
— Ну и что?
— В то время театры тоже рисковали, когда ставили их пьесы. Сегодня в мире нет ни одного театра, где не ставят Чехова, а тогда к нему относились
— В Липецке живёт 500 тысяч человек. Из них сколько,
— Я не знаю. Есть разная статистика — от 2 до 4%. Эти проценты и ходят в театр
— Государству это может быть и не нужно. У него сейчас другие, более насущные проблемы.
— Понятно, что не нужно. Но любовь к театру зависит от власти. От того, как она относится к искусству и к культуре. В России чиновничье государство. Это и очень хорошо, потому что, когда нужно на
— А может, театр большинству людей просто не нужен?
— Театр нужен! Человека нужно просто сюда привести, здесь от артиста он услышит историю про себя, и в нём обязательно
— Как Аристотель говорил, произойдёт…
— Катарсис. Разрешение внутренних конфликтов и нравственное возвышение. Это и есть окультуривание человека, чтобы он шёл по жизни не только от одного торгового центра к другому. Он должен становиться лучше и для других, и для себя. Люди, которые ходят в театр, они другие. Они общительные, добродушные, у них лица другие, с ними интересно. Другого слова я не подберу.
Светлана Кузнецова (Перекина), артистка театра: «Для меня Николай Петрович — это человек, который предан своей профессии. Сегодня, наверное, такие люди в нашей среде встречаются реже, чем много лет назад. Может быть, нас по-другому учили. Меня вот, например, учили так: «Если ты пришла в театр, запомни: театр — это эгоист, и ты должна отдать ему большую часть своей жизни, иначе нет смысла идти в эту профессию». Так же учили и Николая Петровича, и он до сих пор придерживается этой установки. Он по-другому свою жизнь не представляет.»
Любовь Есакова (Кабанова), заслуженная артистка России: «— Если сказать коротко, Николай Петрович — хороший режиссёр, хороший артист и хороший человек. Мне всегда нравилось в нём то, что всё он делает по высшему разряду. У нас был спектакль по Чехову «Дядя Ваня». Он там играл Вафлю — Илью Ильича Телегина. И в одной из мизансцен Вафля должен играть на гитаре. До Николая Петровича артист, который был в роли Вафли, делал вид, что играет на гитаре, а настоящий гитарист играл за сценой. Но Николай Петрович с этим не согласился. Он настоял, что артист должен играть сам. Правда, тогда он не умел играть на гитаре и ему пришлось долго учиться. Сейчас он прекрасный гитарист. Он в работе очень дотошный и въедливый, поэтому у него всё получается очень добротно. Его спектакль «Семейный портрет с посторонним» идёт на нашей сцене уже девять лет. Представляете, девять лет мы его играем, и зрители на него ходят. С Николаем Петровичем мы сделали литературномузыкальный спектакль «И жизнь, и слёзы, и любовь…» о Толстом и его жене. Я предложила ему вместе поработать, и он довёл мою идею до совершенства. Мы возили этот спектакль в Ганновер на фестиваль MOST, и там он получил высокую оценку.»
Беседовал Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин и из архива героя