«Нужно жить на длинных нотах»
Интервью с главным дирижёром симфонического оркестра Липецкой государственной филармонии Михаилом Мясниковым.
Пианист, композитор, доцент и главный дирижёр симфонического оркестра Саратовской консерватории, создатель Поволжского камерного оркестра — к 37 годам у Михаила Мясникова много достижений и ещё больше желаний. Среди которых — сделать так, чтобы симфонический оркестр Липецкой филармонии стал одним из лучших в стране. И в начале этого пути — подготовка к выступлению на выставке «Россия» на ВДНХ.
Музыка родной земли
Любовь Пличко, директор Липецкой государственной филармонии:
— Программа «Музыка родной земли» (6+) в январе представит наш регион на выставке «Россия» на ВДНХ. Но первыми — уже 15 декабря — её услышат липчане. Мы постарались отразить в ней три направления, составляющих основу нашего «культурного кода». Безусловно, это наследие выдающихся музыкантов, писателей, художников, которые родились на Липецкой земле. Будет звучать музыка Тихона Хренникова и его учеников, арии из репертуара Надежды Обуховой, мы вспомним слова о родной земле писателей Пришвина и Замятина, пианиста Игумнова, художника Сорокина и других.
Липецкая земля и сегодня рождает талантливых людей, им посвящён блок программы «Большие надежды». Мы следим за липчанами — студентами столичных музыкальных вузов, за лауреатами конкурса Обуховой и конкурса Игумнова, которые сегодня выступают в лучших концертных залах страны, искренне радуемся их успехам. В нашей программе примут участие липчанка студентка Московской консерватории Ангелина Бондарчук и лауреат конкурса Обуховой солистка Большого театра России Анастасия Щёголева.
Третий блок концертной программы называется «Место притяжения» и отражает ещё одну особенность нашего региона — сюда во все времена приезжали люди, чтобы жить и работать. Липецкая филармония в полной мере оправдывает слоган «Приезжай. Смотри. Влюбляйся» — сюда собираются талантливые музыканты со всей страны, здесь созданы условия для их творческого развития. Участвующие в этой программе солисты тоже
ДОСЬЕ. Михаил Вячеславович Мясников. Главный дирижёр симфонического оркестра Липецкой государственной филармонии. Родился в 1986 году в городе Энгельсе Саратовской области. В шесть лет поступил в музыкально-эстетический лицей имени Шнитке, по окончании — в Саратовскую консерваторию имени Собинова. Работал директором детской музыкальной школы, начальником управления культуры в Энгельсе. Основатель и руководитель Поволжского камерного оркестра. Доцент кафедры академического пения и оперной подготовки, художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра СГК. Председатель Саратовского отделения Союза композиторов России.
Подготовка к юбилею области
— Михаил Вячеславович, вы только недавно приехали в Липецк, а уже вместе с оркестром будете представлять его на ВДНХ. Что вы как музыкант вкладываете в эту программу?
— Любой регион — это люди и география. Мы говорим о Хренникове как о великом земляке, который внёс огромный вклад в культуру страны. Но остановиться только на этом композиторе было бы узконаправленно. Родилась параллель с его учениками и современниками, поэтому будет звучать музыка Овчинникова, Александра Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна. Эта программа интересна тем, что отобразит огромный спектр музыки, разных жанров, где всё равно незримой нитью пройдёт имя Хренникова, потому что мы играем и его песни, и его симфонические произведения.
— Можно сказать, что программа подбиралась с тем расчётом, чтобы наиболее выгодно показать оркестр?
— Нет. Понятно, что такая стратегия есть, и понятно, что мы бы не взяли сейчас симфонию Малера, пока это рано. Но я не задумывался об этом. Мне важно, чтобы было интересно и оркестру, и публике.
Общий интерес
— Что, в вашем понимании, значит «интересно оркестру»?
— Когда он сможет вырасти на этом произведении, сделать шаг вперёд. «Праздничная увертюра» Шостаковича — довольно виртуозная пьеса, где задействован большой симфонический оркестр. В этой программе есть пьесы, над которыми надо поработать, например «Вальс» Овчинникова, совершенно замечательный, как много там контрапунктов в основной теме, и разобраться в этом — серьёзный мыслительный процесс.
— Лично для вас какое произведение самое интересное?
— Не могу сказать, что мне
— А было
— Да, это «Дифирамб» из «Трёх пьес для скрипки и оркестра» Хренникова — потрясающая пьеса, я не знал этой музыки. Интересно написано, и это очень хорошая музыка. Мне оказался близок «Вальс» Овчинникова. Нравится, как возникает этот вальс и как он уходит. Там целая история, это не просто жанровая пьеса, это близко к вальсу Равеля. Тот же «Стан Тамерлана» я прекрасно знал, мы знакомы, дружны с Александром Владимировичем Чайковским, люблю его музыку, играл её много. Понятно, что «Гусарскую балладу» и песни Тихона Николаевича мы все знаем.
Профессиональный подход
— Что вы вкладываете в слова «я профессионал»?
— Для меня «подходить профессионально» — это значит сделать так, чтобы оркестр играл качественно и увлечённо. Чтобы он выдавал энергию, которая необходима для этой музыки. Мы в хорошем смысле слова лицедеи. Человек приходит на концерт, а до этого он восемь часов делал
— Вы авторитарный руководитель?
— Я не диктатор, но я за жёсткую дисциплину. Оркестр — это очень сложный организм, где важно всё: как у вас стоит пульт, на какой высоте, как вы сидите, как вышли на сцену, как вы выглядите. Поэтому у всех в трудовых документах написано — артист оркестра. Не исполнитель на скрипке или фаготе, а артист! Ты вышел на сцену — ты не имеешь права делать деталь. И за этим тянется всё остальное — ты приходишь заранее, разыгрываешься, ты учишь партию, ты увлечённо занимаешься, тебе небезразлично, что происходит у других.
— Бывают такие идеальные оркестры?
— К этому надо стремиться.
Соответствовать музыке
— У вас есть
— Мне очень нравится фраза: «Нужно жить на длинных нотах». Мы вообще общаемся звуками. Понимать начало этого звука, как он развивается, во что перетекает. Либо он умирает, либо переходит в другое состояние. И я всегда говорю: «Живите на длинных нотах», то есть вдохните жизнь в длинную ноту, наполните её смыслом. Сделать это порой очень непросто, это такой внутренний путь, который обязывает тебя на каждой репетиции отдаваться на все 100%. На каждом концерте. Это то, чему в первую очередь должен хороший дирижёр научить оркестр — всегда выкладываться.
— Бывало ли в жизни такое, что от музыки ком в горле?
— А как же! Это симфония Вайнберга № 7. И вообще музыка этого композитора, которого я для себя открыл несколько лет назад и с тех пор каждый сезон стараюсь его играть. Мы и здесь сыграем несколько его симфоний, может быть, уже в следующий сезон. Это совершенно потрясающий композитор, и это мой композитор! И так было на том же «Адажио» Хачатуряна, так бывает всегда, когда музыка попадает в тебя. Но для этого мы должны соответствовать — наш эмоциональный, мыслительный пласт — той музыке, которую мы начинаем слушать. Соответствовать и нашей культурной составляющей. Это требует много затрат времени:
Беседовала Юлия Кондратьева
Фото: