По взмаху дирижёрской палочки
Сегодня, 7 февраля, создателю Липецкого духового оркестра Александру Калмыкову исполняется 70 лет.
У каждого региона, города, села и деревни есть свои традиции, которые бережно хранятся в семьях и передаются из поколения в поколение. К сожалению, сейчас они теряются, ритуалы забываются: только старшее поколение ещё может вспомнить и рассказать о них. Выпускники липецкой Школы межэтнической журналистики подготовили для читателей «Первого номера» серию материалов об обычаях Липецкой земли и людях, которые хранят наши традиции.
Повод для сегодняшнего интервью радостный. Юбилей. Очень солидный — 70 лет.
Разнарядка из военкомата
— Никогда не думал, что стану дирижёром. Папа и мама мои — обычные селяне, работали в колхозе. Переехали в Липецк из деревни Капитанщино Добровского района, — рассказывает Александр Анатольевич. — Мама устроилась техническим работником в музыкальное училище. В то время оно находилось на улице Интернациональной. Пацаном я бегал по его коридорам — впитывал музыкальную атмосферу. И вот однажды внутри
Игре на инструментах Калмыков начал учиться поздно. Не в 5–7 лет, как обычные дети, а в 14. С первых же занятий навёрстывал упущенное. После восьми классов школы пошёл в музучилище, где продолжал, по его выражению, «пахать», играя на кларнете.
— Здание было небольшое — всего два этажа. Ученикам места едва хватало. Для самостоятельных репетиций аудиторий вообще не было. Играли кто под лесенкой, кто — в туалете.
Бегал репетировать Александр Калмыков и в ДК Студёновского рудоуправления. Он подыгрывал там в духовом оркестре. В качестве благодарности парнишке оставляли ключи от залов. Усердного юношу вскоре заметили в училище. А преподаватель по классу кларнета даже начал готовить его для поступления в Гнесинку. Возил в Москву — показывал тамошнему профессору. Но тут пришла разнарядка из военкомата: двоих выпускников училища направить на факультет военных дирижёров в Москву!
Из армии в конвойный полк
Годы учёбы Александр Анатольевич вспоминает с особой теплотой. Несмотря на то, что жили
Преподавали на факультете военных дирижёров профессора Московской консерватории имени Чайковского. В советское время отсюда выпускалось в год до 72 военных дирижёров. Страна была огромная, и армия большая. Весь воинский церемониал: развод караулов, строевой смотр — непременно сопровождался патриотической музыкой.
Одни из самых известных выпускников факультета — братья Валерий и Александр Халиловы. Оба брата практически в одно время учились с Александром Калмыковым: один — курсом старше, другой — младше.
В 1976 году Александру Калмыкову уже вручали диплом и распределяли на военную службу. В последующие 14 лет он вдоволь поездил по Союзу и побывал за его пределами: семь лет служил в Литовской ССР, два года — в республике Адыгея, пять лет — в Чехословакии. Впечатлений набрался на всю жизнь. Помнит и песни на литовском, которые заучивали советские десантники, и приятный тёплый климат Майкопа с его холодными горными речками, и советских людей, разглядывающих изобилие продовольственных магазинов в Праге.
В начале
— О переводе с военной службы в систему МВД при Союзе не могло идти и речи, — рассуждает Александр Анатольевич. — Но в сложившейся обстановке пошли на уступки. Я написал рапорт с просьбой перевести меня в конвойный полк МВД в Липецке. Я знал, что здесь дирижёр вышел на пенсию, и оркестр остался без руководителя.
Сообщение по радио
Так Калмыков вернулся на родину, поближе к родителям. Признаётся, устал от постоянных переездов. Старший сын, к примеру, за годы учёбы сменил пять школ. Но дома всех ждало разочарование — маленькие зарплаты, инфляция, вечная угроза сокращения. Когда в соседней Тамбовской области полк МВД превратили в батальон (а ему не положен оркестр!), тамошнего дирижёра перевели в Липецк, Калмыкова же отправили в отставку. Как объяснили, тамбовчанин ещё не выработал пенсию, а у Александра Анатольевича она уже была.
В жизни дирижёра наступила чёрная полоса. В 50 лет он оказался буквально на улице. Денег не хватало, чтобы свести концы с концами. Тогда он устроился охранником на хлебозавод. Десять месяцев проработал там — уныло, серо, вдали от любимого дела. От внутреннего слома спасло буквально чудо.
Однажды утром Александр Анатольевич завтракал и слушал радио. Вдруг как гром среди ясного неба — новость: в Липецке создаётся муниципальный духовой оркестр. С этой инициативой выступил мэр Александр Коробейников. Музыканты были нужны ему для проведения торжественных городских мероприятий.
— Отринув все страхи, я пошёл в городское управление культуры. Его тогда возглавляла Татьяна Минаева, — вспоминает Александр Анатольевич. — Татьяна Васильевна уже звонила в Воронеж, звала дирижёра оттуда. Я появился очень вовремя.
Насыщенная духовая жизнь
С тех пор жизнь Александра Калмыкова кардинально поменялась. В 2000 году, с момента образования, его назначили главным дирижёром и руководителем оркестра, ставшего неотъемлемым спутником всех городских праздников.
В то время даже по будням из парков Липецка доносились марши, вальсы и польки. Иногда музыканты устраивали целые представления. На
— В первые годы у нас была насыщенная жизнь, — вспоминает Александр Анатольевич. — Ездили с обменом в соседние регионы: Тулу, Воронеж, Тамбов. Я приглашал в Липецк своих знакомых. Были здесь и братья Халиловы, и мой друг Вениамин Мясоедов. Это
Сказание о богатыре русском
Вершиной творчества коллектива стала победа в 2006 году на Всероссийском
— Это сложная вещь, даже тяжёлая в исполнении. Она нас и вытянула на первое место, — считает Александр Калмыков. — Впервые я услышал эту музыку будучи студентом, а партитуру нашёл во время военной службы.
«Сказание о Евпатии Коловрате» — это история победы войска рязанского богатыря над полчищами хана Батыя. Вначале рисуется мирная жизнь русских людей, затем — нашествие татар, битва и… победа. Когда музыканты закончили играть, по словам Калмыкова, зал взорвался аплодисментами.
У меня здесь — работа
Сегодня Липецкий духовой оркестр не ведёт такую активную концертную деятельность. Выступает в основном в Липецком Доме музыки. Любые гастроли упираются в деньги, а спонсоров найти непросто. Да и коллектив в последнее время начал испытывать нехватку кадров.
— Недавно от нас ушёл баритонист Аркадий Кузнецов. Работал до 82 лет, и заменить его некем, — вздыхает Александр Анатольевич. — Привлекаем потихоньку студентов колледжа искусств. Но после выпуска парни либо уходят в армию, либо поступают в вузы. В оркестр они, как правило, не возвращаются.
Тем не менее Александр Анатольевич полон надежд и в отставку не спешит. На мой вопрос о переезде в другие города поближе к детям и внукам отвечает: «Да что вы, куда я поеду? У меня здесь работа!» Вообще Калмыкова как кадрового военного отличают выдержка, ответственность и чувство долга. Конечно, он не может оставить музыкантов, ставших для него второй семьёй. Вместе с ними он переживает и неудачи (оказывается, и такое бывает), и успешные выступления. Признаётся, ничуть не жалеет, что в юности принял решение стать дирижёром. Это, действительно, редкая профессия. Она не перестаёт его радовать и удивлять. Ведь всякий раз, выйдя на сцену, Александр Анатольевич становится свидетелем чуда. Он взмахивает своей дирижёрской палочкой — и из разрозненной массы людей, инструментов вдруг возникает единый организм, который начинает создавать музыку.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин, из архива героя, vk.com/lip_dom_muzik