Артисту театра драмы имени Толстого присвоено почётное звание «Заслуженного»
Владимир Борисов человек скромный и даёт интервью нечасто, но для «Первого номера» сделал исключение.
Фамусов в «Горе от ума», Левин в «Русском романе», Карандышев в «Бесприданнице» и ещё около сотни ролей… Об их исполнителе говорят как о талантливом артисте, каждая роль которого становится подарком для зрителя. Высокая оценка мастерства и культуры сценического существования была дана и на федеральном уровне. Артисту театра драмы имени Толстого Владимиру Борисову по распоряжению президента Владимира Путина присвоено почётное звание «Заслуженный артист». Лауреат — человек скромный. Интервью даёт нечасто: не любит говорить о себе. Однако наша беседа продлилась больше часа. В конце он даже провёл небольшую экскурсию по зданию театра, охотно показал недоступное для рядового зрителя закулисье.
Надеваю маску
— Владимир Николаевич…
— Можно просто Володя, Владимир…
— Владимир, не хотела бы повторять вопросы, которые вам уже задавали. Моим коллегам вы рассказывали, что в профессию пришли случайно: работали на мясокомбинате после армии, друг предложил поступить в Новосибирский театр…
— Да, не строил никаких планов. Спокойно работал. Время было тяжёлое:
архивное фото из соцсетей театра
— Меня удивило некоторое противоречие: с одной стороны, вы говорили, что очень стеснительный, с другой — вас не смутило предложение поехать в чужой город читать стихи перед приёмной комиссией. Как так?
— Видимо, преодоление. Сейчас это для меня проще. Надеваю маску и сижу в ней. Никогда вы не увидите меня таким, какой я есть.
фото со спектакля «Слишком женатый таксист» из соцсетей театра
— За обилием масок, как не потерять себя?
— Пришёл на кухню, налил суп. Вот это ты и есть. Ты остался один. Сложность актёрской профессии в том, что иногда находишь
— Так кто же такой Владимир Борисов?
— Владимир Борисов 10 лет назад и Владимир Борисов 10 лет вперёд, в принципе,
Сыграть себя
— Перенимаете
— Чаще наоборот. Из своей жизни — туда. Черты отрицательного или положительного героев нужно из себя брать. Искать своих демонов. Иногда бывает, репетирую роль не очень хорошего человека и эмоции приношу в семью. Но это проходит.
— Но ведь есть
— Вот тут интересно. Например, есть произведение «Война и мир», в котором примерно описан Пьер Безухов. Артист воплощает, как бы он себя повёл в тех жёстких рамках со своими оттенками эмоций. Мы не можем
фото со спектакля «Русский роман» из соцсетей театра
— В Новосибирском областном театре «Старый дом» вы познакомились со многими театральными школами. Какая стала для вас наиболее близкой?
— Сложно ответить. Вся основная российская театральная школа вышла из Станиславского. Тот же Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Михаил Чехов. С Брехтом не сталкивался, а так всё попробовал. Даже знаком с комедией «дель арте» (вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. — Прим. ред.).
— И что вам больше помогает вживаться в роль?
— Это неизвестно. Возможно, элемент костюма, текст, видение режиссёра, иногда и самому приснится… И роль не всегда получается. Соотношение — 50 на 50. Многие могут отрицать, но у артистов в лучшем случае получается одна треть всех ролей. Запомнятся они
фото со спектакля «Винни-Пух и прочие возможности» из соцсетей театра
Однажды я «зазвездил»
— Где грань, которая даёт вам понять: это конструктивная критика, а это просто гадости, недоброжелательное отношение?
— Гадости в основном говорят за глаза. Напрямую вряд ли
— Были люди, которые одним словом меняли ваше мировоззрение?
— Да. Но не мировоззрение, а отношение к профессии. Говорят, нужно пройти огонь, воду и медные трубы. Однажды я «зазвездил». Это было давно, не в Липецке. Один режиссёр эту корону сбросил. Мы все одинаковые. Но сами для себя выстраиваем некие рамки, условности. Нужно быть проще. Как говорится, не создавай кумира.
Не Моцарт и не Сальери
— Вы играли Сальери в «Маленьких трагедиях» у Петра Орлова. Если рассуждать на эту тему, как считаете, в вас больше Моцарта или Сальери? Таланта или трудоголизма?
— Со временем начинаю об этом задумываться. Я не Моцарт и не Сальери. Не такой трудоголик, как Сальери. И не гений, как Моцарт. Скорее нечто среднее.
фото Сергея Паршина для «Первого номера» со спектакля «Маленькие трагедии»
— При этом вы окончили институт с красным дипломом и единственный со всего курса остались в профессии.
— Если взять все учебные заведения, которые учат на актёров, то дай Бог, чтобы хотя бы одна треть из них осталась в профессии. Актёрская профессия — это большие внутренние затраты, самопоедание, маленькие зарплаты и так далее. Но самое главное, выпускается курс, приезжает режиссёр, которому не хватает определённых типажей. Он смотрит, кто больше под него подходит, и предлагает пойти в свой театр. Остальные артисты не менее талантливы, но они просто не нужны в эту труппу. Это не их вина.
— То есть это вопрос фортуны, счастливого случая?
— По большому счёту да.
— У вас такое было?
— Да. У меня среднестатистическое лицо. На нём можно нарисовать всё что угодно. В жизни я не красавец. Этим и выкатываю. Есть артисты узнаваемые, на них приходят. Но внешность становится проблемой, появляется амплуа. Он бы хотел сыграть
Творческая заявка
— В вашей жизни очень много Сергея Бобровского. Вы познакомились в Новосибирском театре, он пригласил вас в Липецк. Когда Бобровский покинул театр, вам было тяжело без него?
— Да. Но что поделать? У нас жестокая профессия. Не мы назначаем режиссёров, не мы себе выбираем роли. Мы можем лишь подать творческую заявку.
— Вы так делали?
— Был один раз. Это был спектакль «
фото со спектакля «Полковник-птица» из соцсетей театра (Борисов в центре в юбке)
— Почему?
— Бобровского это тоже удивило. Я объяснил: психушка, мужская, что здесь делает женщина? Если она проститутка, это не психическое отклонение. Значит, это мужчина, который думает, что он — женщина. Всё складывается. Решил, что эта роль мне подходит больше всех.
Через 100 лет всё то же самое будет
— Вы 23 года в профессии, как за это время изменились театр, зрители?
— Никак. Всё то же самое. И через 100 лет всё то же самое будет. Та же наивность. Мы принимаем правила игры, что это всё не
— Разве зритель не стал менее эмоциональным?
— Внутренне нет, просто
фото из соцсетей театра
Театр цикличен
— Каким бы вы хотели видеть в дальнейшем развитие театра?
— Только одно — больше режиссёров, новых артистов, постановок, чтобы это было интересно зрителю. Не обязательно, чтобы он всё понял, пусть спектакль просто заденет, заставит задуматься. Не хочу никого обидеть, много театров видел в России, наш — очень неплохой. Желаю ему только развития. Театр вообще цикличен. Взлёт — лет 15–20. Потом стагнация. Потом опять взлёт. Театр — это некий слепок нашего общества. Если в театр интересно ходить, значит, в стране
— Вы больше за осмысление классических произведений или за современные пьесы?
— Хотел бы за новые, но достойного пока ничего нет. Одно дело — работать с Гоголем. Другое — с современником, с которым можно пообщаться. Есть план объединиться с режиссёрами и создать нечто своё в ближайшей перспективе. Пока рано об этом говорить, чтобы не сглазить.
— Есть ещё планы?
— Нет. Строить их — дело неблагодарное.
— А мечты?
— Хотелось бы ещё немного пожить (смеётся).
— Вам присвоено звание заслуженного артиста России. Что это для вас значит?
— Не знаю. Не хочу никого обидеть, но артист, какое бы звание у него ни было, всё равно артист. Хуже всего, когда приходишь в театр, в программке одни заслуженные и народные, а на сцену неинтересно смотреть. Бывает наоборот. Звание — это просто звание. Для профессии оно ничего не значит. Выйди, сыграй, если я тебе поверю, тогда — да.
Беседовала Виктория Толчеева
Фото: Сергей Паршин и из соцсетей театра