Возрождение имени: 150 лет со дня рождения композитора
Нашего земляка Сергея Василенко.
Липецкий Дом музыки стал инициатором возрождения имени Сергея Никифоровича Василенко, чьи детские годы и юность прошли в селе Царёвка Долгоруковского района в имении его отца.
— При поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы создали сайт
Учитель великих учеников
Идею возрождения имени Сергея Василенко поддержала Московская государственная консерватория, которую будущий композитор окончил в 1902 году, получив золотую медаль, и где преподавал более 30 лет. Он оставил после себя плеяду талантливых учеников, ставших классиками советской музыки.
— Русскую музыкальную культуру украшают имена композиторов Александра и Анатолия Александровых, Дмитрия Кабалевского, Николая Рославца,
Музыкальный просветитель и дирижёр
Сергей Никифорович создавал оперы и балеты, сочинения для оркестра, вокальные и камерные произведения. Организовал в
Круг его интересов и знакомств был обширен. Достаточно сказать, что среди его
Чужой среди своих
Судьба Василенко необычна. Многие считали его конформистом, в то же время он раздражал
— Он родился в дворянской семье, и когда продал наследство, доставшееся от родителей, то использовал эти средства на «Исторические концерты» для популяризации музыки, в том числе и для малообеспеченных слушателей. За это его не раз упрекал известный композитор Николай
Родоначальник узбекской оперы и новатор
В советскую эпоху музыкального модерна композитору пришлось нелегко. Как честный профессионал, он не брался за то, чего не мог сделать, хотя и у него есть музыка к кинофильмам и радиопостановкам. Сергей Никифорович любил обращаться к восточной музыке. В Узбекистане он стал родоначальником национальной оперы. В 1938 году совместно с Мухтаром Ашрафи написал оперу «Буран», за что и получил звание народного артиста Узбекистана. Любовь к восточной музыке Василенко привела к появлению такого феномена, как его ученик Арам Хачатурян.
— Студенты и сейчас обучаются дирижированию хорами на его «Кантате о граде Китеже», — говорит Анжелика Комиссаренко. — Будучи приверженцем традиций, Василенко внёс и новаторство. Недавно я прослушала в записи его Концерт для балалайки с симфоническим оркестром. Такие приёмы в то время были революционны, сейчас ими пользуются Александр Чайковский и другие композиторы.
Текст: Татьяна Щеглова
Фото: Анатолий Гончаров