«Писать о людях и для людей»
Интервью с Анной Колесниковой.
Родилась в 1993 году в Липецке. В 2014 году окончила Липецкий областной колледж искусств имени Игумнова, а в 2019 году – Липецкий педагогический университет имени Семёнова-Тян-Шанского по специальности «библиотечноинформационная деятельность». Работала в библиотечных системах Липецка, Воронежа. Автор реалистических и фантастических рассказов и повестей. С 2020 года — участник литературных премий России. По признанию читателей, её рассказы вошли в пятёрку лучших в жанре хоррор в конкурсе «Тыквенные семечки» (2021). Номинант литературной премии «Неформат» (2022).
Имя Анны Колесниковой пока не слишком известно в писательских кругах Липецка. Но его однозначно стоит запомнить. В нашу редакцию она прислала самую объёмную рукопись. Её сюжет захватывает. Это история молодого советского рокера, попавшего в опасный плен к врагам-хиппи. Анна Колесникова сейчас живёт в Воронеже, куда переехала к мужу. Но своим родным городом по-прежнему считает Липецк. Здесь она родилась, выросла, получила образование и открыла в себе писательские способности.
— Здравствуйте, Анна. Прежде всего хочется узнать: кто вы по образованию? И как в вас созрело желание начать писать?
— Меня зовут Анна Колесникова. Мне 29 лет. Сочинять я начала с раннего детства. Ещё писать толком не умела, а уже рассказывала своим родным фантазийные истории вслух. Когда стала постарше, могла все школьные каникулы потратить на то, чтобы написать новый рассказ. Потом начался трудный подростковый возраст, и я на какое-то время забросила писательство, но потом к этому вернулась. Я окончила колледж искусств, а затем — Липецкий педагогический университет. Первым моим местом работы стала Бартеневская библиотека. Там была очень насыщенная жизнь, но, к сожалению, на писательство времени не хватало. Идея заняться этим профессионально возникла у меня в 2020 году в период пандемии.
— И как произошёл этот творческий прорыв?
— Я долгое время писала «в стол». Были незаконченные произведения. Приезжая к родителям, находила свои запылившиеся рукописи, и становилось горько. Приходилось решать бытовые вопросы, а творчество вечно оставалось на потом. Но тут я переехала в Воронеж — новый большой город для меня. Пережила некий кризис: не могла найти работу, не было времени писать, тревожили мысли, что никому, кроме меня, это не нужно. В тот момент меня горячо поддержала липецкий поэт Нина Васильевна Гулевская. С ней я познакомилась, работая в Бартеневской библиотеке. А через некоторое время началась самоизоляция. Я поняла, что это знак, достала старую рукопись и принялась за дело. Так была дописана моя дебютная повесть «Отчий дом».
— То есть вы решили начать сразу с крупной формы?
— Знаете, так вышло. Я задумала «Отчий дом» ещё студенткой первого или второго курса колледжа. Когда, спустя годы, села дописывать, даже удивилась: как в моей юной и несмышлёной голове
могла зародиться такая глубокая семейная драма? Там подняты проблемы отцов и детей, проблемы веры, поздней любви. Если вкратце, сюжет такой: из-за напряжённых отношений с отцом женщина принимает решение уйти в монастырь. Когда я перечитала начало этой истории, то даже испугалась: смогу ли я достойно её закончить? Почувствовала ответственность перед той юной девочкой, которая много лет назад замахнулась на такое серьёзное произведение. Но думаю, что в целом я её не подвела.
— Вы поднимаете такие серьёзные темы. Наверное, в юности увлекались писателями-классиками?
— Я и сейчас высоко ценю классическую литературу. Если хочу отдохнуть душой и отключить голову, достаю томик Куприна, Чехова или Астафьева. Обожаю их небольшие рассказы о жизни, любви, людях, природе. Мне важно в том числе, как описываются отношения между влюблёнными. У писателей прошлого это делается деликатно, без пошлости и цинизма. Мужчину в женщине привлекает её внутренний мир. У современных авторов, к сожалению, я такого найти не могу. И в книгах, и в фильмах акцент делается на внешности, а не на душевных качествах.
— Но в вашем арсенале есть и мистические рассказы. Откуда они взялись?
— Я не зацикливаюсь на чём-то одном: читаю, смотрю и слушаю многое. Если вы спросите меня про любимое кино, то я назову триллеры или даже фильмы ужасов. В старших классах я увлеклась Стивеном Кингом и Дином Кунцем. Любила читать их книги, а затем смотреть снятые по ним фильмы. Это было моим маленьким хобби. Меня привлекает всё загадочное, напряжённое. Я пробую «взять» мистический жанр. У меня есть небольшой рассказ «Спасение от жизни», где молодой человек проходит скучную практику в доме престарелых. Там он знакомится со старичком и рассказывает ему своё сокровенное желание, надеясь, что мужчина унесёт тайну в могилу. Но всё происходит по совершенно иному сценарию. Есть у меня мистическая повесть «Любопытство». Про неё мой самый строгий читатель — муж — сказал: «Было ощущение, что смотрю фильм, а не читаю книгу».
— Сегодняшний ваш рассказ «Ангел по имени Марина» так пронзителен. Неужели это тоже выдумка?
— Нет, конечно. В арсенале каждого писателя, я думаю, есть уникальные и неповторимые сюжеты из жизни, о которых хочется рассказать всему миру. «Ангел по имени Марина» — один из них. Это реальная история моих родителей. Моя мама — работник НЛМК, ветеран труда. Папа почти всю свою жизнь проработал комбайнёром. А я примерно до первого класса тоже жила с ним в деревне в Тамбовской области. Так что это и моя личная история тоже. Многие сюжеты я беру из жизни. Так, «Ялтинский пленник» — случай, рассказанный нашим семейным другом, рассказ «Белая ворона» — история первой любви знакомой девушки, в основе «Большого брата» — события моей подростковой дружбы.
— Вы перечислили так много названий и сюжетов. Где же всё это можно прочесть? Уже что-то издано?
— К сожалению, мне не удалось пока издать настоящую печатную книгу, которую можно подержать в руках. Но я участвую в литературных конкурсах, где победителям предлагают опубликоваться в альманахах и журналах. А ещё я «замахнулась» на крупную форму. Пишу роман «Заложник дара». Выкладываю его по главам на разных интернет-площадках, таких как «ЛитРес», «Самиздат», «Проза.ру», «Изба-читальня», PenFox. В планах, конечно, издать свою книгу. Собралось шесть готовых рассказов. Там есть большие, есть и поменьше. Хочу увеличить их число до десяти и издать цикл. Для меня очень важен отклик людей. Нет ничего лучше, когда слышишь, как кто-то всплакнул, кто-то вспомнил себя в юности, кто-то задумался, читая твой рассказ. Ведь книга — это ещё и лекарь. Это я поняла, работая в библиотеке. К нам очень часто приходили одинокие люди, которым просто не с кем поговорить о своих тревогах. И главная задача библиотекаря заключалась в том, чтобы подобрать такому читателю книгу, которая бы залечила его раны, принесла успокоение, ответила бы на его вопросы. Поэтому моя миссия сегодня — писать о людях и для людей. Во всяком случае, лично я её так вижу.
Беседовала Юлия Дружинина
Фото из архива героя