«Не думал, что надолго зависну в XX веке»
Интервью с писателем Александром Пензенским.
Александр Михайлович Пензенский — автор исторических детективов. Родился в Липецке в 1979 году. Учился в лицее № 44. Окончил инженернотранспортный факультет ЛГТУ. После уехал учиться по обмену в США, где получил второе высшее образование по специальности «маркетолог». Работает по профессии. Женат. Воспитывает сына и дочь. Первый роман опубликовал в 2019 году. С 2020 года сотрудничает с издательством АСТ. Финалист конкурсов «Русский детектив» и «Экранизация».
В марте в серии «Мастера сыска» выходит в свет третий роман Александра Пензенского — исторический детектив «Красный снег», где полюбившийся читателям следователь Константин Павлович Маршал возвращается из Ельца в Петербург и берётся за новое расследование.
«Первый номер» не первый год внимательно следит за творчеством липецкого писателя. Мы рассказывали о его дебютном романе «Одиннадцать» (16+), который в редакционной версии имеет название «По высочайшему велению» (16+), публиковали отрывок из детектива о первом российском серийном убийце «Улыбки уличных Джоконд» (18+).
На этот раз главный редактор городского еженедельника Наталья Горяйнова взяла общее интервью у автора. Кроме того, «Литературный автограф» публикует стихи из сборника «Ехала бумажная балерина в жёлтом трамвае» (12+), ещё нигде не опубликованные стихотворения и рассказ. Рады познакомить наших читателей с разноплановым творчеством липецкого беллетриста.
— Александр, почему именно исторический детектив? Почему не про современность пишешь?
— Я и не думал, что надолго в начале XX века зависну. Если бы не издательство АСТ, не случилось бы и продолжения. Но мне нравится эта эпоха — эпоха технического прогресса. Можно сказать, что это и конец эпохи романтизма. Потом 1917 год, революции по всей Европе — мир совершенно поломался. И мне пока за эту черту не хочется заглядывать.
— То есть сейчас для писателя неинтересная эпоха?
— Для писателя, может, и интересная, вон как много авторов пишут на современные темы. Но сейчас сложно давать оценку происходящему. Я начал пару лет назад писать роман, где действие происходит в наши дни, и чувствую, если продолжу, писать придётся совершенно о другом, потому что за последние
— А как АСТ предложило тебе сотрудничество?
— В издательствах есть рекрутёры, которые отсматривают литературные конкурсы и ищут новых интересных авторов. Мне предложили сотрудничество и спросили, а есть ли
— И о чём будет следующая?
— Она будет состоять из сборника повестей, где главными героями станут разные персонажи. Выйдет уже написанная история Константина Маршала (повесть «Аптека, улица, фонарь…» (16+) — о елецком периоде жизни главного героя романа «Улыбки уличных Джоконд». — Прим. ред.), будут истории Свиридова и Филиппова.
— То есть исторические детективы — это сегодняшний тренд?
— Судя по сериалам и авторам, да. Думаю, это ностальгия по спокойному времени, когда всё было понятно и была уверенность в будущем. Хотя, конечно же, никакой стабильности не было — от уверенности революции не происходят. Но ведь то же самое было и в XIX веке, когда были популярны рыцарские романы. В
— Ты сказал, что предложили писать по 3–4 романа в год, может, нужно оставить работу (Александр работает в
— Возможно. Но я не Дарья Донцова. Если я буду только писать, не уверен, что смогу выдать
— Тогда список современной литературы от Александра Пензенского.
— Я всегда жду такого «вопроса с подвохом». Хорошо, что я дома. Сейчас подойду к книжной полке и посмотрю, что у меня там стоит. Вот насколько современным можно считать Кинга? Из последнего ничего не читал, но из любимого — «Долорес Клейборн» (16+) — это не совсем типичный Стивен Кинг. Довлатов. Это уже современная классика. Акунина много. Фредерик Бакман мне понравился, правда, читал всего две книги: «Вторая жизнь Уве» (16+) и «Тревожные люди» (16+). Иванов «Географ глобус пропил» (18+) и Санаев «Хроники раздолбая» (18+). У меня есть даже книжка Саши Петрова (актёр и писатель. — Прим. ред.) — прочитал две страницы. Вот Пелевин стоит. Ранний он мне очень нравился, но бросил его читать после «Generation «П» (18+). А вот его сборник рассказов «Жёлтая стрела» (18+) рекомендую. Из последнего очень понравились мемуары Данелии, друг подарил.
— А когда свои бумажные книги поставил на полку, когда получил гранки из издательства, что испытал?
— Трудно сказать. Настоящую эйфорию испытал, когда издательство Eksmo Digital взяло мои рассказы, которые не выходили на бумаге. Я был в деревне у родителей: строим дом, я глину мешу. И тут мне приходит сообщение: «Ваш текст взяли». Сразу такая мысль: я стал известным, богатым и сразу дом дострою. Но оказалось, что ребята просто выпустили мою книгу на ЛитРес. Потом, уже когда романы появились на бумаге, такого подъёма не испытывал: книга вышла, но её ещё нужно продать.
— Так
— До сих пор даже одного своего месячного жалования на этих книгах не заработал.
— А стимул дальше писать?
— Я пишу, потому что пишется. Конечно, я хочу стать знаменитым, разбогатеть (смеётся). Но это не первостепенный мотиватор. Хочется у
— Ты случайно не Филиппов? Или это мне только показалось?
— До Филиппова по возрасту не дорос, Маршала перерос. Жена меня вообще увидела в эпизодическом персонаже. Я понемногу вкладываю свои мысли разным персонажам. Можно сказать, что я — все мои герои.
— На Ridero недавно вышел твой сборник стихов «Ехала бумажная балерина» (12+). Это — ты за 20 с лишним лет. Как решился собой так без остатка поделиться с читателями?
— Да, там есть стихи от 1996 года. Но сама по себе книга тонюсенькая, всего 42 страницы. Решил поделиться, наверное, потому, что стесняться перестал. Мне было страшно нажать на кнопку «Опубликовать», когда вышел мой первый роман. Это ведь то же самое, что всем сказать: «Саня Пензенский — писатель», ну или думает, что писатель. А стихи — это вообще очень переживательное. Не всё опубликовал. Только то, за что не стыдно. Но это очень волнительно. В этих стихах есть очень личные вещи.
Беседовала Наталья Горяйнова
Фото из архива газеты «Первый номер»