«Про Мишку, тётю Саню и Толика»
Анна Харланова
Захлебнуться собственной рвотой — что может быть страшнее?! Мишка слышал, как родители говорили об этом шёпотом, а соседские бабульки — те не стеснялись, громко обсуждали «хахалей» и какого-то «зелёного змия», который тётю Саню до добра не довёл. Зелёного змея Мишка не встречал, хотя много раз видел тётю Саню и в старом грязном халате, и в сарафане с оторванным кружевом, который назывался непонятно «пеньюар». Мишка крутил дома глобус и видел страну ЮАР, которая находилась в Африке. Может, тёти Санино платье привезено оттуда, может, его сшили чернокожие люди негры, может, кружева сделаны из листьев кружевного дерева?..
Тётя Саня была мамой Толика, Мишкиного друга. Теперь Толик остался один-одинёшенек, никого у него, кроме пьющей матери, не оказалось. Отцов у Толика было много: сначала дядя Вася — дворник; потом Петрович — грузчик продуктового магазина, хороший дядька, с ним всегда было, что покушать; ещё двух дядь Толик не успел запомнить, а дядю Слона не знал по имени... Когда встал вопрос, куда же девать осиротевшего мальчика, настоящего отца найти не удалось.
— Ты ж теперь си-ро-та! — говорили бабки у подъезда.
И звучало это обидно, как «срамота» и «сволота». Но Толик предпочитал не огрызаться, потому что бабульки выносили ему кто пирожок, а кто яблоко.
Был, конечно, ещё он, Мишка, но это, оказывается, совсем не считается, в мире взрослых людей дружба не в счёт. И в скором времени Толика забрали в детский дом.
— Я приеду к тебе в гости! — кричал Мишка в форточку со своего пятого этажа, потому что на улицу его не пустили.
Было видно, как Толик внизу рыдал и вырывался. Листья тихо падали, и на фоне большого жёлтого ковра фигурка мальчика напоминала паучка или муху, маленькое насекомое, а не человека.
— Вот до чего пьянка доводит, — сказала мама и ушла в магазин, а Мишка долго сидел у окна и не шевелился.
Потихоньку стемнело, и вдруг зажглись фонари. Мишка вздрогнул, словно проснулся, и вспомнил, что проголодался. Три шага по комнате, по коридору направо — ммарш!
На кухне было светло призрачным уличным светом, слева — кран с перемотанным изолентой горлом, дальше — плита, а прямо, почти у самого окна, — большие стеклянные бутыли с вином. Вино ещё не приготовилось, по маминому мнению, оно «бродило» и должно было успокоиться недели через две. На каждую бутыль сверху, вместо крышки, были приделаны резиновые перчатки, поначалу они безвольно висели, потом поднялись торчком. И вот сейчас гигантские бутыли тянули к Мишке свои вражеские руки, словно мало им было забрать у него друга Толика, словно решили они и до Мишки добраться, схватить, вцепиться в горло...
Мишка пулей бросился в прихожку, где как раз на такой крайний случай висел на крючке его меч-кладенец.
— Врёшь, не возьмёшь! Получай! — рычал Мишка сквозь зубы и рубил руки врагов своих с остервенением настоящего воина.
Когда мама вернулась из магазина и включила на кухне свет, она увидела поверженные бутыли и разлитое вино и заметила Мишкины израненные ноги. Но она ничего не сказала, крепко прижала к себе сына, — и тогда он выпустил меч.
Автор текста: Анна Харланова
Иллюстрация: Яна Аверина
Анна Харланова — член Союза российских писателей, Международной гильдии писателей, ТО ДАР (Творческого объединения детских авторов). Родилась в селе Доброе в 1980 году. Живёт в Липецке. Стихи и прозу пишет с 7 лет. В 2004 году окончила Литературный институт имени Горького (проза, курс Орлова). Публиковалась в журналах «Юность», «Подъём», «День и ночь», «Балтика», «Лиterraтура», «Формаслов». Лауреат премии Алексея Липецкого за книгу «Добрые рассказы». Учредитель и идейный вдохновитель Всероссийской премии имени Левитова, организатор фестиваля «ЛевитовФЕСТ». Ведёт детскую литературную студию «Скворцы» в библиотеке имени Пришвина.