Звенигород и Федоскино глазами липчанок
Лучшие выпускницы местного отделения ШМЖ прошли обучение в Москве и побывали в этнографической экспедиции в Подмосковье.
Федеральный модуль Всероссийского наставнического проекта «Школа межэтнической журналистики» проходил в Москве с 27 ноября по 4 декабря. Студенты побывали в этноэкспедиции, посетив Звенигород и Федоскино. Участие приняли 65 ребят из 26 регионов России.
Наша экспедиция двигалась по самой настоящей Царской дороге (так до XX века называли
Как у Пушкина
Перед входом в последний так и хочется сказать: «Дверь тихонько отворилась…». И мы очутились в светлой горнице. «Под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой, лавки, крытые ковром…» Всё как в волшебных сказках Пушкина!
Какие же здесь
Пугающие пуговицы и чёрные зубы
Увидели мы здесь и нарядные костюмы русских боярынь. Тонкая вышивка с золотыми нитями, сверкающие драгоценности. Глаз от всех этих красот не оторвать! Боярские дочери занимались золотным шитьём. Тонкими драгоценными нитями девушки кропотливо расшивали одежду, головные уборы и иконы. Украшать наряды вышивкой — старинная славянская традиция.
Наши предки считали, что одежда — это оберег. Потому и первые пуговицы были такими тяжёлыми и массивными: верили, что они отпугивают злых духов. Не случайно «пуговицы» — от глагола «пугать». Перебежит чёрная кошка дорогу человеку, а он смело пройдёт это «несчастное» место, зажав в руке пуговицу на одежде. Головные уборы боярынь тоже украшали со смыслом — от сглаза. Крепили серьги, привесы, драгоценные камни.
Свои лица девушки защищали толстым «макияжным» слоем. В древнерусской «косметичке» были, к примеру, свёкла и зола. Удивительно для современного человека, но последней чернили… зубы, чтобы невеста выглядела богаче. Если зубы плохи, значит, девушка питается хорошо. Здоровые белые зубы считались признаком нищеты.
Ладонь Божья
В помещении для трапез нас удивила практичная лавка. Спинка скамьи перекидывается, чтобы люди могли садиться и лицом к столу, и спиной. Дело в том, что для наших предков на Руси стол был как ладонь Божья. И пищу даровал, и занимал почтенное место под иконами святых.
— Женщина могла сесть за один трапезный стол с мужчинами только в двух случаях: на свадьбе и во время застолья по случаю именин, — удивила нас экскурсовод.
Из козырьков в шкатулки
Из века XVII мы переместились в эпоху чуть более близкую к нам — из Звенигорода отправились в подмосковное село Федоскино, которое славится своими шкатулками.
Промысел был основан в 1795 году. Именно тогда московский купец Пётр Коробов организовал мастерскую, где сначала изготавливали лаковые козырьки для армейских головных уборов, а затем начали производить популярные среди аристократов табакерки. Им на смену пришли коробочки для женских вееров, перчаток, бисерницы, сахарницы и чайницы.
— Сначала было копирование иностранных сюжетов: таверны, дамы, герои романтической прозы того времени, и только после 1812 года стали появляться русские сюжеты, — рассказал главный художник фабрики миниатюрной живописи Сергей Сидоров.
Так на федоскинских изделиях ожили герои народных русских сказок, хороводы и чаепития, появились портреты и архитектурные пейзажи.
Перламутр и сусальное золото
Чем же отличается искусство местных мастеров от других и что сделало федоскинскую живопись оригинальной? Работа проходит в несколько этапов. Рисунок украшается перламутром, который создаёт эффект свечения храма, короны царевны, неба или речки. Федоскинские художники используют сусальное золото (мелкие кусочки драгоценной фольги) для светотеневой моделировки, что создаёт максимально реалистичные и объёмные образы. Мастера прорисовывают даже самые мелкие детали. Готовые изображения покрывают лаком, долго просушивают без применения
— Это ремесло передаётся из поколения в поколение. Сейчас здесь работают целые династии… Искусство наше пронизывает века, и те, кто сюда попадает, как я, например, очарованы промыслом навсегда, — уверяет Сергей Сидоров.
Сам себе художник
Наша экскурсия по фабрике завершилась
Текст: Анна Зайцева, Ксения Ермакова
Фото: Елена Мамцева