Вышли в онлайн
В городе прошёл V Международный независимый фестиваль «Кукольный остров».
С 14 по 18 мая Липецк стал законодателем театральной кукольной моды. Сюда приехали ведущие артисты этого жанра. Конкурсанты из разных уголков России и зарубежья показывали свои номера в прямом эфире. Именитые коллеги из жюри давали оценку их мастерству.
Виновата пандемия
— В марте 2020 года, когда всю страну посадили на изоляцию, надо было решать, как театрам выживать в таких условиях, — вспоминает директор фестиваля «Кукольный остров» Александр Усердин. На тот момент он возглавлял Костромской областной театр кукол. — Сначала мы были в поиске: создавали
Так, в марте 2020 года на базе Костромского областного театра кукол прошёл первый фестиваль. Следующие три — с периодичностью раз в полгода — прошли также в Костроме. За два года участниками фестиваля стали около 70 театров России и ближнего зарубежья.
Нынешний, пятый по счёту, фестиваль изменил географию — приехал в Липецк. Почему? Отдельная история. Во время предыдущего конкурса в прямой эфир студии дозвонился директор Липецкого государственного театра кукол Филипп Янко. Он и предложил провести следующий фестиваль в нашем городе. Организаторы согласились.
Эксперименты над куклами
В Липецке формат фестиваля расширили. В этом году в программу добавили публичную лекцию «Родословная Петрушки». С ней выступила программный директор фестиваля Ирина Пекарская. Также на различных площадках города работали три театральные лаборатории.
Первую назвали
Вторую,
Третья лаборатория — экологическая. Любая коряга, камень или засохший листик могут стать здесь не просто декорациями, но персонажами. Они оживают в спектакле, у них появляется душа. После представления дети не пинают их ногами на улице, задумываются, начинают бережнее относиться к природе.
Универсальный артист
Конкурсная программа фестиваля была тоже насыщенной. 14 участников из разных уголков России в течение трёх дней выступали перед аудиторией по видеосвязи, охватив различные жанры: от теневого театра кукол до марионеточной и перчаточной куклы. Завершал конкурсную программу артист театра танца Аллы Духовой «Тодес» Алексей Зеленецкий. Он был переодет в костюм с ростовой куклой. Создавалось впечатление, что мужчина танцует в паре с длинноногой блондинкой.
— Алексей Зеленецкий прекрасно владеет и речевым жанром, ведёт интерактив, занимается музыкой. Его выступление показало, что кукловод сегодня перестал быть человеком, прячущимся за ширмой. Современный мир делает его универсальным артистом, — отметила Ирина Пекарская.
Актёр, кукла, театр
Одни из активных участников фестиваля — актёры и художники Донецкого театра кукол. В Липецк они приехали лично. По видеосвязи из Донецка участвовал лишь Александр Чуприна. По итогам конкурса он занял первое место в номинации «Лучший артист».
В номинации «Лучшая кукла» победил Тёмный бот (художник Александра Павлова, артист Александр Николаев) из Новосибирского областного театра кукол. В номинации «Театр, который хотелось бы посетить» — театр «2+Ку» и
Услышать детский смех — бесценно
Юные зрители. Куда же без них! Приятнее всего на фестивале было услышать громкий детский смех и бурные аплодисменты. Их сорвал
— Когда смотрела, я загадывала желание, чтобы у осьминожки Олли появилась восьмая ножка. С семью — с ней никто не хотел дружить, — рассказала после спектакля семилетняя Василиса Черникова.
— Здорово, что у наших детей появилась возможность посмотреть постановки московских режиссёров и именитых артистов, — добавила крёстная девочки Ирина Хожаинова. — Хотелось бы, чтобы таких спектаклей на липецкой сцене было больше.
— Я думаю, что Липецк действительно многое приобрёл, приняв фестиваль у себя, — считает директор «Кукольного острова» Александр Усердин. — Произошла своего рода «прокачка» театра, выход на новый уровень. Липецкие артисты, художники, режиссёры смогли поучаствовать в театральных лабораториях, собственными глазами увидеть, как всё это работает. Думаю, после фестиваля у них появится желание осваивать
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин, Сабина Керн, Татьяна Сапожникова