Нам бы все причастия взять и отменить
Ольга Шаталова: «Давайте говорить
Любой учитель скажет, что одной из самых проблемных тем при изучении русского языка является использование причастий — определений, в основе которых лежит действие — читающий, рассказанный, пришедший.
И почти каждый ученик с возмущением добавит: «И зачем они вообще нужны?! Ведь можно сказать и написать проще». Конечно, можно! Давайте сравним: «Наступил рассвет и принёс оживление в рощу» или «Наступивший рассвет принёс оживление в рощу». На первый взгляд, и разницы почти нет, но, если вслушаться в высказывание с причастием, оно вносит нотку оживления в действия рассвета, который в данном случае не совершает действие (наступил), а приобретает признак (наступивший). Сравним: «девушка поёт» — «поющая девушка», «море вздыхает» — «вздыхающее море» и «лес шумит» — «шумящий лес». Поэт, наверное, выберет второй вариант: Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз. И на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз…
К тому же пресловутый причастный оборот позволяет нам в одном высказывании объединять как минимум два или даже три факта, сохраняя целостность картинки: «Солнце, пробивающееся
От рекомендаций по постановке запятых при причастном обороте, пожалуй, воздержимся, только напомним о том, что запятая, поставленная в нужном месте, не раз решала не только судьбу школьной оценки, но и судьбу страны. Так что давайте говорить
Текст: Ольга Шаталова,
доктор филологических наук,
профессор ЕГУ имени Бунина