Ждём трамвая
Строки из стихотворения Сергея Михалкова «Шёл трамвай десятый номер по бульварному кольцу. В нём сидело и стояло сто пятнадцать человек» знакомы многим с детства. Проговариваю их себе под нос и подхожу к вагону трамвая…
Билетик из прошлого
Выданный при входе билетик оказался «счастливым» — на нём указаны цифры «074722». Прохожу в старенький, цвета застывшего мёда, узкий салон трамвайного вагончика. В нём по левую сторону вытянулись простые деревянные лавки. На другой стене размещены таблички с названиями остановок и
В вагончике шумно и людно, но все пассажиры на редкость улыбчивы и вежливы. Уступают места детям и людям постарше, аккуратно обходят друг друга, стараясь в тесноте не задеть локтем или сумкой. Небольшая толпа собралась у компостера — каждому, чтобы не проехать «зайцем», нужно пробить билеты. Кстати, они оказались «счастливыми» абсолютно у всех пассажиров.
…И это неудивительно, ведь перед нами — не обычный трамвайчик, а макет старинного вагона из прошлого, возвращающий посетителя на десятки лет назад. Цифры билета тоже не случайны: это дата открытия системы городского электрического трамвая в Липецке 7 ноября 1947 года, сохранившейся до наших дней. Реконструкция салона представлена в экспозиции «Привет из Липецка XX века» Липецкого
Новая колея
Из старинного салона быстро, как пейзажи за окном трамвая, переносимся в настоящее: в свой юбилейный год липецкий горэлектротранспорт ждут большие изменения. «Рогатому» предстоит проделать новую колею на пути к грядущей модернизации.
Этой новости липчане дожидались долго. Неудивительно, ведь электротранспорт привлекателен для многих пассажиров отсутствием пробок, экологичностью и плавностью хода вагончиков — как правило, средняя скорость трамвая 15–23 км/ч. Да и специалисты, обслуживающие сеть, отмечают более высокую провозную возможность вагонов, их надёжность, высокую ремонтопригодность и отсутствие проблем с запуском двигателя при морозах.
— Трамваи — дело хорошее! Мне было жаль, когда их стали убирать, ведь в тех же европейских городах этот вид транспорта весьма распространён. Трамваи удобны для пассажиров: с низкими полами, широкими дверями. С экологической точки зрения — они не выбрасывают клубов дыма, от них нет вредных выхлопов. Правда, при их обслуживании требуется, чтобы электростанции вырабатывали больше энергии, — заметила доктор географических наук доцент кафедры
Габаритный и безопасный
Помимо отсутствия пробок при поездке, у трамваев ещё несколько неоспоримых плюсов. Один из них — постоянный габарит.
— Немного парадоксально звучит, но трамвай по сравнению с автобусом занимает меньше места на улице. Во многих европейских городах этот вид транспорта сохраняется именно на узких улочках. А всё почему: у него постоянный габарит, траектория, он не виляет, не требует расширения дорог и организации «карманов». То есть этот транспорт одновременно и большой, и компактный, — замечает представитель городского сообщества «Липецкий трамвай» Михаил Панов.
По данным Минтранса РФ, автобус на каждый миллион перевезённых пассажиров может создать в 40 раз меньше ДТП, чем личный автомобиль, тогда как трамвай допустит в 137 раз меньше аварийных ситуаций.
Работает за двоих
Сейчас трамвайное движение обеспечивает МУП «Городской электротранспорт», парк насчитывает 54 вагона. Несколько лет назад власти рассматривали возможность обойтись без этого вида транспорта. Так, в прошлом году в НИУ «Высшая школа экономики» провели анализ транспортного планирования Липецка и смоделировали ситуацию полного отказа от трамваев с переходом на газомоторный транспорт. Исследования показали: отказ от трамваев и замена их автобусным сообщением грозит городу серьёзным ростом транспортных задержек: время в пути для всех участников дорожного движения может увеличиться минимум на 20%.
— Для наглядности скажу, что в среднем пассажиров двух автобусов сможет увезти один трамвай, — отметил Михаил Панов. — Налицо экономия на оплате труда, да и электроэнергия дешевле, чем дизель и даже газ. Конечно, изначально трамвай требует больших вложений, но в долгосрочной перспективе этот вид транспорта выигрывает. У него высокая провозная способность, минимальная зависимость от дорожной ситуации — есть выделенный путь, на котором не бывает пробок.
Поэтому после детальных исследований власти решили: исключить трамвайную сеть нельзя, а значит, нужно улучшать уже имеющуюся. Конечно, дело это не из лёгких, ведь история липецкого трамвая началась в послевоенные советские годы, задолго до появления привычных маршруток и автобусов.
Трамвайное дело
После войны практически во всех городах требовалось восстановить и улучшить инфраструктуру. В Липецке активно по являлись новые заводы, развивалась промышленность, но транспортной связи — регулярных пассажирских перевозок — между ними ещё не существовало. Поэтому вскоре было решено: в городе нужно организовать трамвайную сеть. Сначала столичные профильные институты разработали проект трамвайной линии, а непосредственная стадия строительства путей началась в 1946 году. Через год с небольшим монтажные работы подошли к завершению, а 7 ноября 1947 года, в честь
Электротранспорт совершенствовался: в
Увы, в
Нулевые не привнесли позитивных новшеств в развитие трамвая. Сначала в
Полный вперёд
Тот самый «подарок» на
Во многих соседних регионах ЦФО с трамваями дело обстоит похожим образом. Там, где от них решили не отказываться, начали развивать. К примеру, в Курске при помощи той же концессии, подписанной в августе, модернизируют трамвайную сеть и запустят новые трамваи. На данный момент специалисты проводят там геодезическое исследование, составляют детальные топографические планы и определяют точную высоту трамвайных путей.
Яркий пример города, в котором комплексно обновили трамвайную сеть, — Таганрог. В прошлом году там закупили 50 трамваев, открыли несколько новых маршрутов, реконструировали пути и оборудовали остановки.
В Липецке работы начнутся уже в конце этого года, а современные трамваи могут поехать по рельсам после первого этапа модернизации — в 2024 году.
Экономия времени
Виолетта Зацепина, профессор кафедры электрооборудования ЛГТУ доктор технических наук:
Народный транспорт
Фёдор Жигаров, председатель Общественной палаты Липецка:
— Трамвай — это
Трамвай удобен с точки зрения комфорта, экологичности. Счастлив, что нынешнее руководство региона и города услышали мнения экспертов — сейчас видим движение в направлении развития и реконструкции липецкого трамвая.
Каркас транспортной сети
Михаил Панов, представитель городского сообщества «Липецкий трамвай»:
Транспортная сеть часто строится именно на основе трамвайных маршрутов: это достаточно выгодно, занимает мало места, требует меньшего количества обслуживающего персонала и водителей. Нашему сообществу «Липецкий трамвай» видится возвращение линий в центр, для его связи с Новолипецком, старыми микрорайонами. Да, новая ветка свяжет окраину с заводом, это будут те самые маятниковые поездки, но центр они не затронут. Автобусы идут битком, а трамвай способен взять нагрузку на себя. В итоге лучше станет и автомобилистам, и транспортной сети, да и дороги будут свободнее, дольше сохранятся в надлежащем виде.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Оксана Макарова