Посторонним вход воспрещён
Специальная комиссия проверила школы города на антитеррористическую защищённость.
Плановые проверки систем безопасности липецких образовательных учреждений проходят с начала сентября. Однако в этот раз эксперты особенно тщательно обращают внимание на защищённость объектов, ведь утро понедельника, 26 сентября, потрясло всю страну. В школу № 88 Ижевска ворвался её
Чужой не пройдёт
Рамка металлодетектора, светящийся красным турникет и нахмуренные брови охранника на входе в школу № 29 многозначительно говорят: ты не пройдёшь! Посторонний человек и впрямь не сможет попасть в общеобразовательное учреждение — здесь действует пропускной режим, а во время уроков двери часто запирают на ключ. У детей — магнитные карточки, а родителям при необходимости выдают гостевые пропуска. Сама территория школы, как рассказала директор Татьяна Зайцева, открыта — она является прогулочной зоной для жителей Университетского. Для безопасности периметр оборудован видеокамерами, изображение с которых выводится на экран охранного пункта.
Педагоги в связи с последними событиями в Ижевске напоминают всем о необходимости быть более бдительными.
— Мы провели совещание: говорили о невозможности родителей без предварительной договорённости заходить в школы. Прошу всех родителей с большим вниманием отнестись к нашей просьбе! Кроме того, в школах и садах будут отработаны действия при экстренных ситуациях. Например, дети и учителя должны знать, что при угрозе теракта нужно забаррикадироваться в кабинетах — в Ижевске это многим спасло жизнь, — заметила председатель городского департамента образования Светлана Бедрова.
Против оружия только тревожная кнопка
Но если экстренная ситуация произошла и нападающий
Как показывают трагические события, если нападающий будет вооружён, попытки охраны вряд ли увенчаются успехом.
Поэтому большинство учителей и родителей школьников считают, что в идеале в школах должна работать пропускная система, чтобы никто из посторонних не смог даже пройти в здание.
— Считаю, что сейчас охраной школы занимаются не слишком тщательно. Единственное, что возможно — нажать на тревожную кнопку. У охранника нет чётких прав и обязанностей, он не может проверять содержимое сумок, а рамки металлоискателей реагируют лишь на металлические предметы. Поэтому вместо них стоило бы поставить в школах сканеры, как в метро или аэропорту, — предлагает папа ученика начальной школы Максим Рублёв. — Лично я оснастил бы классы более надёжными бронированными дверями. Например, в заграничных школах после инцидентов со стрельбой поставили специальные бронированные парты, за которыми дети при ЧП могут спрятаться от тех же выстрелов или осколков стекла. Также надо полностью оборудовать школы камерами, чтобы не было «слепых» зон.
Проблема в том, что, кроме охранника, больше преград для доступа в школу нет. Вход на территорию школы должен быть по пропускной системе — как на многих предприятиях. Важно ещё и рассказывать детям, что делать в экстренной ситуации, чтобы у них сложился чёткий порядок действий.
Научить спасать себя
Как действовать в нештатных ситуациях, рассказал Антон Журавлёв, преподаватель ОБЖ школы № 14 и начальник регионального штаба ВВПОД «Юнармия»:
— О формировании культуры безопасного поведения детям рассказывают уже в начальной школе, а в среднем и старшем звене в программе есть урок основ безопасности жизнедеятельности. Ребят учат, как действовать в различных ситуациях, проводят инструктажи, классные часы, соревнования. В каждой школе — свои традиции взаимодействия по культуре безопасности с силовыми структурами и правоохранительными органами. Все мы понимаем важность этого вопроса, стараемся сделать всё возможное, чтобы обезопасить школьников. Но если раньше понятие «скулшутинг» (стрельба в школе. — Прим. ред.) было не очень известным, то в последние годы, к сожалению, тема стрельбы в школах затрагивается всё чаще.
По словам Антона Журавлёва, есть много методических рекомендаций, как вести себя при нападении. Одного чёткого шаблона нет, так как поведение нападающего непредсказуемо. Необходимо действовать по обстоятельствам, соблюдая определённые правила.
— Нужна профилактика: обсуждать с учащимися заранее, обучать действиям в таких ситуациях, быть внимательными к окружающим нас людям, учиться становиться бдительными гражданами и своевременно сообщать об экстренных ситуациях в специальные службы, — подчеркнул Антон Журавлёв.
Причина — неблагополучие личности
Увы, трагедия в Ижевске — не единичный случай в нашей стране. До этого была стрельба в Керчи, Казани, Перми… С чего же всё начинается, что толкает человека на этот шаг в пропасть?
— В таких ситуациях всегда важно понять причины произошедшего, чтобы снизить риски повторения, остановить волну подражания, — объяснила Кристина Карлина, начальник отдела экстренной психологической помощи Г(О)БУ Центр «СемьЯ». — Чаще всего это делают подростки: мозг человека в возрасте от 14 до 21 года проживает серьёзные изменения: плохо работает префронтальная кора, нет способности предвидеть последствия. Подростку кажется, что если сейчас плохо, то лучше уже не будет.
По словам психолога, причин шутинга (беспорядочная стрельба в общественном месте в безоружных людей. — Прим. ред.) множество, но главная из них — неблагополучие личности. Накладывают отпечаток буллинг (травля, агрессивное преследование одного человека другим. — Прим. ред.) в школе, отсутствие внимания в семье. Не последнюю роль занимают и компьютерные игры, жестокие фильмы. Конечно, «адреналиновые» увлечения — ещё не повод заподозрить подростка в склонности к массовым расстрелам.
— Однако в этот момент два фактора активируют «монстра» к действиям: примеры похожих ситуаций и стремление показать, что «Я сам право имею решать». Главное — вовремя заметить реальную угрозу, когда ребёнок начинает «проживать» себя через призму неблагополучия, одиночества и жестокости по отношению к личности. Именно здесь важно оказать психологическую поддержку в трудной ситуации самоопределения или травли, открыть и другую реальность восприятия окружающего мира, — подчеркнула Кристина Карлина.
За психологической помощью подростки могут обратиться в липецкий центр «СемьЯ» или позвонить по всероссийскому круглосуточному телефону доверия для детей и подростков: 8-
Проверка на защищённость
В сентябре комиссия из представителей городского департамента образования и управления административных органов Липецкой области проверила школы на антитеррористическую защищённость. Серьёзных нарушений не нашли. Во всех образовательных учреждениях установлены тревожные кнопки с выводом на пульт вневедомственной охраны.
— В первую очередь обращаем внимание на организацию
По словам экспертов, сотрудники частных охранных предприятий охраняют все липецкие школы, кроме одной — № 22. Её безопасность отнесена к IV категории (у школы маленькая территория и небольшое количество учеников. — Прим. ред.).
Этот русский авось
Проверки проверками, но многое упирается и в извечный русский «авось». К примеру, как рассказала липчанка Ольга, у который ребёнок ходит в детский сад, вход в группу преграждает дверь с домофоном. Вроде бы всё хорошо, но иногда её не до конца закрывают забывчивые родители. Получается, проникнуть внутрь при желании может любой.
Учения против шутинга
Михаил Подаев, педагог:
Комплексная проблема
Алла Волкова, учитель гимназии № 12:
— Новость застала меня в Тюмени на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Здесь было принято решение об отмене ряда развлекательных мероприятий. При этом сама педагогическая деятельность продолжается. Если говорить об усилении контроля, нельзя перекладывать решение вопроса только на учителей, хотя на нас — огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, от правильных слов и действий зависит то, как будут вести себя ребята. На мой взгляд, это комплексная проблема, связанная не только с физической безопасностью, но и в целом проблема общества. Трагедии показали, что проблемы не всегда во входном контроле в школу — они гораздо шире и глубже.
Текст: Анна Дикарева
Фото: Сергей Паршин