Традиции — это хрупкая часть культуры
Как собирают и сохраняют традиции Липецкой земли, рассказала Мария Жучкова.
В Липецкой области официально дан старт Году культурного наследия народов России. Культурное наследие — широкое понятие, включающее в себя все сферы деятельности, в которых занят человек. Оно представляет собой хранимые следы жизнедеятельности прошлых поколений. Сюда относятся и нематериальные объекты — устные формы выражения, исполнительские искусства, обычаи, обряды и празднества, знания и навыки. С 2010 года в Липецкой области идёт работа по их сбору и изучению. Как собирают и сохраняют традиции Липецкой земли, «Первому номеру» рассказала специалист по нематериальному культурному наследию ОЦКНТ Мария Жучкова.
Нематериальное наследство
— Мария Александровна, как понять, что именно можно отнести к нематериальному культурному наследию (НКН)?
— Когда археологи обнаруживают старинный предмет быта, они могут распознать, в каком веке он был изготовлен. Однако сложно понять, как именно его производили. Сам процесс и знания мастера, который его делал, и есть нематериальное культурное наследие. Ведением сбора такой информации занимается Государственный Российский Дом народного творчества. К нематериальным объектам относятся те традиции, которые ещё живы в народе. Например, если будет выявлена определённая старинная техника вышивки и ею до сих пор пользуется
— С какими трудностями приходится сталкиваться при выявлении традиций?
— Вещественные объекты включить в перечень культурного наследия не так проблематично, как нематериальные. Главная проблема заключается в том, что многие традиции канули в Лету и восстановить это без их представителей невозможно.
В 2003 году ЮНЕСКО была принята Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Существует федеральный Экспертный совет, который принимает решения о включении объектов в реестр нематериального культурного наследия. Чтобы туда внесли определённый обычай или традицию, нужно доказать, что она не имеет аналогов в других частях нашей страны.
Липецкий реестр
— Сильно ли различаются традиции на территории нашего региона
— На всей территории нашего края прослеживаются единые традиции восточных славян. В этих районах похожим образом проводились свадьбы, были общие календарные обряды. Отличия наблюдаются в костюмах и песенном репертуаре. К сожалению, многие местные предметы одежды не дошли до наших времён. Например, в селе Каликино рассказывали, как во время войны приходилось менять одежду на еду.
— Какие объекты нематериального культурного наследия зарегистрированы в Липецкой области?
— В конце февраля состоится экспертный совет по нашему региону, на котором рассмотрят девять объектов для отправки их на федеральный уровень. Ранее уже были признаны свадебный обряд села Вешаловка, наигрыш «Елецкие страдания», страдания «Канарейка» села Каликино,
На данный момент у Государственного Российского Дома народного творчества новая платформа. В его реестре пока что только один объект из нашего края — технология изготовления и бытование добровской игрушки.
Тайные обычаи
— Как происходит поиск объектов НКН и их последующее занесение в реестр?
— Прежде чем внести объект в реестр, нужно выявить традицию. Для этого мы отправляемся в экспедиции, в которых общаемся с носителями. Во время подобных поездок внимание уделяется каждой детали: какие костюмы носили жители, что за песни исполняли, как готовились, были ли определённые обряды.
После сбора и обработки информации начинается работа с архивными документами. Поднимаются различные запечатлённые свидетельства культурного объекта, привлекаются историки и археологи. Каждый объект подробно описывается. К нему подбираются иллюстративные материалы: аудиозаписи, видео. Иногда носители традиции предоставляют старинные архивные фотографии.
Сложность возникает с календарными обрядами. Их никто не снимал, и зачастую они проводились тайно. Например, кумление девушек на Троицу. Оно проводилось, как говорится, втихую — между собой.
— Случаются ли проблемы во время общения с носителями традиций?
— Когда я училась в институте, экспедиции проходили проще. Люди легко шли на контакт, пускали нас погостить. Сейчас ситуация изменилась. Старики боятся, вдруг это сектанты или мошенники, естественно, общение усложняется. Поэтому мы стараемся договариваться с районными центрами культуры, где знают старожилов, которые могут
Прерванная преемственность
— Часто ли удаётся встретить людей, которые до сих пор придерживаются старинных обрядов?
— К сожалению, в живых сегодня осталось мало свидетелей. Трагические события XX века и кардинальное изменение жизненного уклада прервали преемственность традиций. Однако старшее сельское поколение и сейчас придерживается некоторых обычаев. Особенно это видно при работах в огороде и со скотом.
— Сохранились ли
— На Соколе и в Сырском до сих пор «кликают Авсень». В канун старого Нового года люди наряжаются, ходят по улице и поют колядки. Помимо этого, в наши дни существует обычай жечь на святки костры — греть родителям ноги. Эта традиция не прерывалась в некоторых сёлах Лебедянского, Добринского и Липецкого районов. Раньше, когда в домах держали скот, жгли солому, сейчас вместо неё используют либо старые шины, либо ненужные вещи.
Возрождённые традиции
— В чём главная задача реестра объектов НКН?
— В первую очередь — сохранение традиций. Помимо этого, мы должны их популяризировать и актуализировать. Для этого мы организуем различные мероприятия. Это могут быть творческие лаборатории, семинары, встречи с представителями, концерты, конкурсы, праздники и фестивали. Так, в 2019 году была организована реконструкция обряда похорон
— Как вы считаете, каким образом традиции можно распространять среди народа?
— Из одного обычая можно сделать сразу несколько мероприятий. Взять те же похороны
Беседовала Александра Воротынцева
Фото: Сергей Паршин, kultura48.ru, lipetskmedia.ru