Столкнуть гармонию и хаос
В
В Липецк приехал Александр Юликов — легенда отечественного абстрактного искусства. Он не считает себя последователем Малевича, но у него есть свой «Чёрный квадрат». Только в отличие от всемирно известной картины квадрат Александра Юликова распадается на части. Точно так же расколоты жёлтый круг и красный треугольник. А на иных полотнах фигуры словно бы стекают с холста, оставляя белые пустоты. И вот — ещё один квадрат. На сей раз непонятного цвета. Если присмотреться, замечаешь: он в крапинку. Так Юликов пытается «скрестить» манеру француза Жоржа Сёра, стиль пуантилизма (от французского «пуант» — точка), с геометрической абстракцией Каземира Малевича.
Я изображаю страсть
Квадраты, точки, пересекающиеся плоскости, фактуры, рельефы, которые порой заходят за границы картинной плоскости, — буквально в каждой работе Юликова поставлен некий художественный опыт. Хотя сам Александр Михайлович понятие эксперимента не очень жалует. «Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки», — цитирует он Пабло Пикассо.
— Я изображаю гармонию, изображаю страсть, — говорит художник. — Если мы начнём слушать классическую музыку, симфонии Чайковского или Шостаковича, трудно ответить на вопрос: что там изображено? Там ярко выражены чувства. Точно так же и в абстрактной живописи. Это не пейзаж, не натюрморт, не портрет. Здесь нет как такового предмета изображения. Но чувства — есть. Оказывается, их можно выражать цветом, формами, пропорциями, ритмами, фактурами. Этим я, собственно, и занимаюсь.
Одна из лучших школ страны
Свою судьбу Юликов выбрал, ещё будучи подростком. Даже когда
— Попасть в Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР было настоящей удачей, — вспоминает Александр Михайлович. — Это была одна из лучших художественных школ страны. Я учился с детьми всесоюзно признанных живописцев, таких как Фёдор Решетников — автор картины «Опять двойка», Александр Бубнов — обладатель Сталинской премии за эпичную картину «Утро на Куликовом поле», надолго вошедшую в качестве иллюстрации в советские учебники по родной речи. Оттуда вышли крупнейшие отечественные мастера искусств.
В 13 лет прочитал Ницше
Подростка, оставшегося в большом городе, определили жить в интернат при «художке». За ним приглядывали, но по большому счёту он был предоставлен сам себе. В 13 лет отправился в Псков и Новгород смотреть фрески древних храмов. Подружился с сотрудницей Третьяковки, и та пускала его в закрытый запасник музея. Там Юликов впервые увидел работы Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Марка Шагала, Казимира Малевича и других мастеров русского авангарда, запрещённых тогда в СССР.
— Примерно в это время я прочитал трактат Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», — вспоминает Александр Михайлович. — Ницше говорит, что любое произведение искусства — это борьба двух начал. Аполлоническое начало — идеальное, чистое, но застывшее. Дионисийское — олицетворяет движение, страсть, разрушение. С тех пор, как я всё это усвоил, начал соединять или даже сталкивать в своих работах два этих начала — гармонию и хаос.
Нас разгоняли бульдозерами и водомётами
В советское время было одно официальное направление в искусстве — соцреализм. Все другие считались чуждыми, враждебными и всячески преследовались. Это породило уникальный феномен — неофициальное, «подпольное искусство».
— На Западе есть выражение «играть в андеграунд». Только там, за рубежом, они «играли», а у нас всё это было реальностью. В СССР с такими картинами, как у меня, официально нигде выставиться было нельзя. Мы проводили квартирные выставки у себя дома. А попытки выйти с таким искусством на улицу оканчивались разгоном, уничтожением картин, задержанием художников.
Александр Михайлович вспоминает знаменитую Бульдозерную выставку 1974 года, когда на окраине Москвы на пустырь вышли
Красная звезда разорвана на части
Всё же отъявленным бунтарём и провокатором Александр Юликов не был. В советское время нашёл свою нишу: окончив полиграфический институт, работал
Несмотря на трудные времена, Юликов тоскует по былому. С грустью в голосе размышляет о распаде Советского Союза. Не случайно одна из центральных картин липецкой выставки — «Красная звезда и чёрный квадрат» — недвусмысленно намекает на крушение великой страны.
— Я художник. Моё дело — писать картины. Те, кто управляет государством, как бы они ни назывались: великий князь, царь, диктатор, генсек, президент, — их дело сохранять государство, добиваться его процветания. Ну как можно взять и развалить страну? — негодует Александр Михайлович. — Никто из граждан не желал распада! У многих советских людей разрушились жизни. Недавно встретил на отдыхе женщину.
Мир распадается, а образ остаётся
Однако именно в сегодняшней России Юликов получил признание. Его выставки проходят на лучших площадках Москвы. Его работы приобрели Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. На Западе картины Юликова также находятся в музейных коллекциях. В 2020 году Александр Михайлович получил престижную американскую премию имени Барнетта Ньюмена в области абстрактного искусства. Её присудили за «индивидуализм и независимость» в творчестве. Фонд приобрёл «Чёрный квадрат» Юликова и передал в Еврейский музей
По словам художника, в его мастерской припасено эскизов и идей ещё на четыре жизни. Но ему уже скоро 80 — нужно скорее реализовывать их.
— Картина — изобретение европейской цивилизации. Появилась примерно в конце XIII века. Традиционная картина представляет собой модель мира. Обычно она прямоугольная и плоская, — объясняет Александр Михайлович. — Я же меняю её форму, делаю фактурной, разрываю плоскость. Если у Пикассо в кубизме образ распадается, а мир остаётся, то у меня наоборот: распадается мир, а образ остаётся. Это моя находка.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин