За импортозамещением отправились в Грязи
Детали для «Липецкцемента» не хуже итальянских там нашли в 5 раз дешевле.
Промышленники ищут способы избавиться от импортозависимости по запасным частям для иностранного оборудования, которое есть практически на всех предприятиях города. Журналистам показали, как это делается на «Липецкцементе», где работает 400 человек. Львиную долю цемента покупает строительный комплекс региона. Если сгустить краски,
От немецкого к советскому
В 2021 году доля оборудования и запасных частей в общем объёме импорта в регион составила 73%. Причём основная масса поставок шла из Германии, Италии, Польши и Франции, которые после 24 февраля сразу взяли под козырёк господину Байдену. Но в Липецке есть предприятия, которые начали думать о своей импортонезависимости ещё в 2014–2015 годах, и на сегодняшний день, как говорит доктор экономических наук, профессор Евгений Хрусталёв, практически не зависят от мировой финансовой и политической системы, которую контролируют США и Евросоюз.
«Липецкцемент», по словам генерального директора компании Сергея Смирнова, сегодня практически на 80% закрывает потребность в запчастях для импортного оборудования:
— Работа по импортозамещению запасных частей ведётся у нас с 2015 года. Мы находим в Липецке или в Липецкой области предприятия, которые делают запчасти на наше итальянское и немецкое оборудование. Так что мы ни на час не останавливали ни одну линию.
Чтобы облегчить бремя зависимости от иностранных производителей, на «Липецкцементе» там, где возможно, возвращаются к технологиям, которые использовали до массового внедрения иностранной техники. Здесь собираются, например, отказаться от немецких комбайнов компании «Wirtgen», которые добывают известняк, и вернуть в забой старые электрические карьерные экскаваторы.
Мэйд ин Грязи
Не все липецкие промышленники готовы пойти по пути цементников. Они больше полагаются на параллельный импорт, то есть на поставки оригинальных запчастей через третьи страны. Причина — не устраивает качество запчастей российских производителей.
— Я не думаю, что наши предприятия не способны делать запчасти к импортному оборудованию такого же качества, какое имеют оригинальные детали, — говорит начальник цеха погрузки и упаковки цемента Андрей Захаренко. — На нашей линии есть так называемые гильотины. Раньше, когда они выходили из строя, мы покупали их в Италии у компании Ventomatic. Но
Золотые руки за 500 рублей
Как рассказывает Захаренко, сегодня на «Липецкцементе», как и на других российских предприятиях, где ценят инициативу работников, получила толчок изобретательская мысль. Как в советское время, принимаются предложения рационализаторов. За них платят, правда, всего по 1 000 рублей, но изобретатели считают это вполне достойным вознаграждением.
— Вообще, мы часто обращаемся к людям, у которых есть голова и, как говорится, золотые руки, — рассказывает Захаренко. — Был у нас случай: на кантователе вышел из строя тормозной клапан. По схеме сервисного обслуживания на «Липецкцемент» должны были вызвать специалистов из Ventomatic. Сейчас их не вызовешь, да и денег таких нет, чтобы оплачивать их услуги. Пошли в гараж, и там один умелец с помощью сварки устранил неполадку за 500 рублей.
Сделай сам
Теперь на «Липецкцементе» планируют создать механический цех, оборудовать его отечественными токарными станками и наладить собственное производство запчастей для импортного оборудования.
— Будем всё делать сами, — говорит Сергей Смирнов. — Наше конструкторское бюро работает над созданием чертежей основных деталей на итальянское и немецкое оборудование. Есть сложности с персоналом. Он
Наладить связи внутри страны
«Липецкцемент» выжил и выживает в одиночку. Он сам ищет, где могут помочь с гидравлическими шлангами, с подшипниками, с резинотехническими запчастями. Чтобы помочь промышленникам, в промзоне Липецкого района провели деловую встречу «Импортозамещение через кооперацию». Туда съехались
— В регионе был случай, когда предприятия работали буквально в трёх километрах друг от друга и не знали о том, что они производят то, что нужно каждому из них, — рассказывает
— Запчасти — донорская кровь, — говорит президент Липецкой
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин