Дорога, которую мы ждали
Улицу 50 лет НЛМК открыли для водителей.
Этот день приближали, как могли. 1 октября по улице 50 лет НЛМК поехали первые легковые автомобили. Это так называемый тестовый режим. Общественный транспорт пока не запустили. Готовность объекта — 96%. Что уже сделано, что ещё предстоит отладить, какие вскрылись проблемы — разбирался наш корреспондент.
Ещё суетятся рабочие
Тут ровный, как стол, трёхслойный асфальт. По широким трёхметровым тротуарам, облагороженным плиткой, ходят люди. Даже на велосипедной дорожке (её раньше не было!) уже катаются. Правда, нам встретился человек на электросамокате, а не велосипедист.
Но, проезжая сегодня по дороге, липчане, конечно же, обратят внимание: то тут, то там снуют рабочие, выравнивая грунт на прилегающих территориях,
Старые сети и новые планы
Вообще, по признанию генподрядчика, объект 50 лет НЛМК оказался непростым. Основная проблема — высокий уровень грунтовых вод. Улица расположена в низине. После дождей, таяния снега сюда стекается много воды. До ремонта в дождливую погоду улица утопала. Местность здесь можно назвать заболоченной.
— Копаете яму глубиной метр — видите воду, — рассказывал нам в разгар реконструкции дороги директор
Ещё одно обстоятельство, осложнившее реконструкцию, — старые сети, которые не были учтены в проектных документах. Пришлось на ходу «перекраивать» планы. Согласовывать и получать разрешение на установку объектов в других местах.
Небо чистое, дорога широкая
— Заметно невооружённым глазом: дорога преобразилась, — говорит местный житель Евгений Гребенников. — Раньше она была очень узкой. Складывалось впечатление, что в одном направлении идут не две полосы, а одна. Помню, ехал с Механизаторов, никогда не разгонялся — боялся вылететь на встречку. Тротуаров как таковых тоже не было. В вечернее время суток здесь было довольно темно.
Систему освещения на улице 50 лет НЛМК поменяли. Установили новые световые опоры, светодиодные светильники, линии электроснабжения перенесли под землю по программе «Чистое небо».
Развороты безопасности
Само дорожное полотно заметно расширилось. Одна полоса — 3,75 метра. Всего их четыре. Получается 15 метров. Для остановок автобусов предусмотрены карманы. Если раньше по всей магистрали проходила прерывистая разделительная полоса, то теперь между встречкой и попуткой появились бордюры, газоны и дорожные ограждения. Мест для поворота налево и разворота стало меньше. Да, это неудобно жителям трёх многоэтажек жилищного комплекса «Петровский квартал», однако необходимо для обеспечения безопасности.
— Мы проводили мониторинг, одна из наиболее частых причин ДТП — повороты налево или развороты, — подчеркнул председатель городского департамента дорожного хозяйства и благоустройства Николай Дергунов. — Повернуть налево или развернуться в направлении улицы Неделина будет возможно в районе автомойки Tunnel и дома № 31б по 50 лет НЛМК.
В противоположном направлении — у гипермаркета Metro и автосалонов. Решение было принято по согласованию с ГИБДД.
Знаки по ГОСТу
Дорогу готовят к официальному вводу в эксплуатацию. Установлены дорожные знаки и нанесена разметка. Заработали светофоры. На реконструированном участке их пять. Раньше было два.
— 28 сентября сотрудники Госавтоинспекции осуществили выезд на ремонтный участок улицы 50 лет НЛМК, — рассказал начальник отдела ГИБДД УМВД России по городу Липецку Олег Володин. — Есть недочёты. Они касаются установки дорожных знаков. Есть определённые отклонения от требований. Неверно установлены знаки «Пешеходный переход» и «Пешеходная дорожка». Некоторые дорожные знаки отсутствуют. Подрядчику рекомендовано недостатки устранить в кратчайшие сроки.
Ожидание зелёного
Жители улицы 50 лет НЛМК обращают внимание на то, что не до конца отлажена работа светофоров. Жительница ЖК «Петровский квартал» рассказала «Первому номеру», что пешеходы слишком долго ожидают разрешающий зелёный сигнал и оттого вынуждены нарушать.
— Многие уже стали игнорировать кнопку. Не ждут зелёного и переходят на красный, — говорит Валерия Зайцева. — Так поступил мальчик, переходивший дорогу со стороны школы и металлургического колледжа.
— В «Липецкгорсвет» поступили жалобы от липчан, касающиеся длительного ожидания разрешающего сигнала светофора на улице 50 лет НЛМК, — рассказал «Первому номеру» директор МБУ «Липецкгорсвет» Павел Звонарёв. — Оказалось, на светофорных объектах неверно работают табло отсчёта времени. Если подойти к светофору и нажать кнопку, цикл сменится и зелёный сигнал загорится значительно раньше. Мы обратились к подрядчику. В ближайшее время нарушение должно быть устранено.
Кругом вода
Однако главным мероприятием, на которое сегодня брошены все силы, стал запуск ливневой канализации. Очистные сооружения полностью смонтированы, но система не заработает без второй канализационной насосной станции. Как стало известно «Первому номеру», подрядчик сейчас её устанавливает. Работы идут тяжело. Воду откачивают, но меньше её не становится.
— Обратили внимание, что постоянно прибывает вода. Оказалось, под землёй проходит водопровод НЛМК, и там случился порыв. Сейчас работники комбината устраняют эту протечку, — рассказывает заместитель начальника управления строительства Липецка и куратор объекта Александр Мозгунов. — Подземные воды сильно давят и мешают работать. Да, конечно, идём не так быстро, как хотелось бы. Но у нас есть задача до конца текущего года получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Для этого почти всё готово. Осталось рекультивировать оставшиеся земельные участки и засеять газон, а также нанести вертикальную разметку на бордюры. Все необходимые лабораторные исследования асфальта и проверки дороги на ровность мы уже получили, сработав на опережение.
Поедет общественный
Все эти сложности и
Напомним, что реконструкция улицы 50 лет НЛМК велась в рамках национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». Общая стоимость работ составила более 839 миллионов рублей.
Главное — водоотведение
Борис Бондарев, доктор технических наук, профессор ЛГТУ:
Сегодняшняя дорога будет другой. Старый бетон дорожники превратили в щебень, сверху сделали покрытие. Выполнено верно. Теперь главное — решить проблему водоотведения. Если ливневая система заработает как надо, дорога сможет эксплуатироваться долгие годы. Она позволит снизить транспортный поток на других магистралях, в частности на улице Неделина и проспекте Победы.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин, Оксана Макарова, Елена Мамцева