Ментальное поле России
В огне СВО рождается единая имперская нация.
В попытках понять Россию и русских Запад постоянно делает ошибки. Не умея или не стараясь разобраться в особенностях и тонкостях свойственного нашей нации имперского мышления и пытаясь судить о природе русских исключительно по беглецам из страны, большинство которых сознательно отказываются от родной культуры, добровольно становятся отщепенцами и утрачивают право быть частью Русского мира, западные политики, военные и всякого рода толкователи на удивление часто попадают впросак. Между тем буквально на наших глазах внутри Русского мира на фоне СВО зарождается консервативный поворот, который ещё более сближает советскую и православную культуру, ускоряя тем самым процесс формирования единой имперской нации.
Имперская нация
В материалах аналитического центра/«фабрики мысли» CSIS (США), который, в отличие от многих других, достаточно глубоко «копает» и не отмечен откровенной и прямолинейной русофобией, в качестве одной из проблем России указывается на отсутствие определённости с понятием «нация». Ответа на данный вопрос, действительно, нет до сих пор, у нас тоже, что не есть хорошо для будущего.
Попытки искусственного создания этнических категорий и наделения их выдуманными именами наподобие «россияне», безусловно, обречены. Следует понимать, что основой концепта «нация» должен служить некий костяк, то есть вполне реальная, а не аморфная общность, притягивающая людей и способствующая их единению.
Так, в качестве ключевого элемента возрождения имперских принципов, что, с точки зрения аналитиков CSIS, является негативным фактором, рассматривается понятие «соотечественники за рубежом», опираясь на которое происходил (и будет происходить) выход России за пределы своих границ (в Южной Осетии, Крыму, Донбассе).
В своё время для разрушения европейских империй и уничтожения имперских идентичностей Вудро Вильсон (
Наследники Византии
Ромейская империя/Византия была первой в мире полноценной империей, где общенациональная идентичность «ромей» была важнее принадлежности к конкретному народу по крови и языку. Ведь не просто так количество императоров не греков оказалось в этой империи столь значительным.
Элиты присоединённых народов интегрировались в Ромейской империи в общую имперскую элиту, а население получало возможность жить согласно своим собственным традициям и обычаям в рамках исторических территорий компактного проживания. Выезжая за пределы таких автономий, люди были обязаны соблюдать общеимперские принципы, законы и традиции. В этом плане Россия стала культурной наследницей Ромейской империи, а русские — имперской нацией/народом.
Часто сокрушаются, что русские, в отличие от других эмигрантов, не создают сильных диаспор, но именно это и логично для имперского народа: ведь каждое приобретение есть потеря, а потеря — приобретение.
И да, культурная самобытность малых народов в России должна поддерживаться и сохраняться только в местах их компактного исторического проживания, за пределами этих территорий все должны вести себя как русские по культуре.
Оптимальным видится представление о русских как об имперской, объединяющей нации, основу которой составляет принятие русского культурного канона — языка, ценностей, традиций, самоидентификации, а также — обязательно — признание за своего другими носителями данной идентичности.
Русские являются имперской нацией со всеми её плюсами и минусами. Поэтому не будем переживать о том, что вне российской территории не происходит образования сильных русских диаспор, с другой же стороны, находясь на своей земле, общины русских способны демонстрировать чудеса преображения и усиления. Запад пытается судить о нас на основе матрицы поведения русских эмигрантов, не понимая того, что пресловутая «русскость» ими в главном уже утрачена. Точно так же ошибались и мы, когда считали украинцев частью нашего народа, мечтающего опять стать частью империи.
Цивилизационное противоречие
В современном мире следует разделять Атлантическую и Западноевропейскую цивилизации. Первая — в основном англоговорящая, основанная на пост- и антихристианских принципах, европейском дуализме, талмудическом иудаизме, либерализме. Она включает в себя значимую часть населения Западной и Центральной Европы, Северной Америки, Австралии, жителей крупных городов по всему миру.
Западноевропейская цивилизация — исчезающая иудохристианская, вытесняемая Атлантической, традиционная западнохристианская — в основном германо- и романоязычная. Представлена христианами Европы, WASP’ами в США, иудеями.
Возникает вопрос, как соотносить подобное с нашей Восточноевропейской цивилизацией/Русским миром, сформировавшимся на периферии Ромейской/Православной и в то же время вобравшим в себя традиции и элементы кочевой цивилизации Великой степи. И ещё один не менее интересный вопрос. Был ли советский период новой цивилизацией, а если был, то кто мы сейчас — возрождённая дореволюционная или некая новая цивилизация?
Русский мир
С одной стороны, советский период характеризовался атеистической и материалистической культурой, с другой — большая часть не противоречащих классовой теории нерелигиозных русских норм, традиций, правил и ценностей были сохранены/возвращены и стали частью культуры этого периода нашей истории. Гибель СССР не привела к разрыву преемственности, а вот активная праволиберальная пропаганда ценностей и традиций Атлантической цивилизации оказала на нас безусловное токсичное и разрушительное воздействие.
В последние десятилетия произошло, тем не менее, формирование основных консервативных культурных канонов Русского мира: советского и православного, первый является эволюцией культуры периода СССР, второй — мифов о Руси, Российской империи, белом движении
Текущие варианты советского и православного культурных канонов имеют мало противоречий, и лишь очень небольшое число их крайних представителей может относиться друг к другу враждебно, для большей же части населения различия уже несущественны. Чтобы окончательно закрыть вопрос, необходим социальный консенсус по части общей истории.
В то же время нынешняя культура Запада, при кажущейся преемственности, настолько чужда его же культуре и традициям полувековой давности, что США и Европе давно впору лить слёзы о цивилизационном разломе.
Таким образом, вероятно, и вправду имеет смысл говорить о постепенном соединении и формировании общего русского/имперского культурного канона, в рамках которого будет иметь место совпадение языка, ценностей, норм, правил, традиций и будут допустимы оба варианта религиозной идентичности — православие и агностический атеизм.
Подобное признание «своими» сохранится и для входящих в состав Русского мира народов, представителям которых свойственны свои собственные религиозные традиции. К нетрадиционным формам религиозной идентичности отношение будет негативным — ренегатов мало где любят.
Консервативный поворот
В настоящее время в обществе примерно 55% придерживаются консервативных культурных канонов — советского и православного, плюс около половины национальных меньшинств придерживаются своих консервативных канонов.
При смене канона минимум у 10% населения происходит слом, утрата культуры по принципу: из одной вышли, в другую не пришли. Вариантов слома много, начиная от явления «граждан мира», «общечеловеков» и/или либералов, заканчивая неоязычниками и/или неонацистами, воюющими против России на территории бывшей Украины. Практически все нацбаты на Украине состоят из точно таких же людей без канона, как и легко понимающие и принимающие их либералы, а также значимая часть современных европейцев.
Немногим меньше трети современного российского общества — «россияне»/
В рамках консервативного поворота, особенно усилившегося под влиянием СВО, около половины
Советско-православный баланс
Если перекрыть свободный отъезд, то немногим более четверти общества будут чужды консервативные принципы и они будут саботировать развитие России — поэтому пусть едут, куда душа тянет.
Нам нужно наладить систему образования и воспитания, а также подумать и позаботиться о приёме обратного потока — консервативных европейцев, уставших от ювенальной юстиции и торжества перверсий и готовых принять присущие нам консервативные культурные каноны,
Таким образом, можно считать, что за 30 лет после психоисторической/ментальной катастрофы в нашем обществе практически сформировались два очень схожих по ценностям, традициям, нормам и правилам консервативных культурных канона — советский и православный. Первый построен на агностическом атеизме, второй — на православном исихазме, но, несмотря на значительное различие основ, они смогли в рамках русской имперской культуры и идентичности прийти в баланс и своеобразный консенсус.
Будем надеяться, что в ближайшие годы происходящий консервативный поворот позволит
Русская загадка
В западном мире разрыв между текущей культурой и традициями середины XX века чудовищен, по многим аспектам произошёл разворот на 180 градусов, белое стало чёрным, а чёрное — белым. У нас же, напротив, переходы с сохранением культурной/цивилизационной преемственности от Российской империи к СССР, а потом к России, перерождающейся сейчас в империю, позволяют говорить об эволюции и развитии единой Восточноевропейской цивилизации/Русского мира.
Будучи имперской нацией, русские
Для русских естественными и приемлемыми являются два сходных и связанных культурных канона: православный и советский. В настоящее время происходит консервативный поворот, когда количество носителей консервативных смыслов и ценностей в России резко и качественно растёт — во многом благодаря сплочённости и переосмыслению происходящего на фоне СВО.
Наша задача — выстоять
В ближайшие годы, при сохранении проявленных тенденций, следует ожидать качественного перелома, перехода к доминированию в обществе консервативных ценностей, традиций и смыслов. Для этого нам необходимо: выстоять в противостоянии с Западом, успешно довести СВО до конца, определиться с историей, общими имперскими традициями и ценностями и вернуть патриотизм в систему образования и воспитания детей и молодёжи.
Текст: геостратег Андрей Школьников