«Смерш»: елецкое наследие
Об истории становления ЧК Липецкой области в преддверии
В преддверии
Через прошлое к будущему
В начале декабря член комитета Госдумы РФ по обороне
Есть тезис о том, что вся наша история циклична. Отсылки к прошлому вполне понятны. Работа советских чекистов всегда вызывала трепетный интерес: о наследии разведчиков, их борьбе с внутренними и внешними врагами рассказано в тысячах архивных документов. По подвигам чекистов написаны книги, сняты фильмы и сложены песни.
Однако известность пришла далеко не ко всем героям.
Частицы истории
Старинные печатные машины, на которых были отпечатаны тысячи сверхсекретных документов.
Высокий тяжёлый сейф с секретным содержимым. Обычный на первый взгляд шкаф с открывающейся задней дверкой. Десятки
Самый проницательный взгляд ловлю на цветном портрете статного мужчины. Его образ знаком многим, особенно тем, кто вырос в советское время. Это тот самый «железный Феликс», Феликс Дзержинский — революционер, основатель и первый руководитель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Именно ему принадлежит формула идеального чекиста:
«У чекиста должны быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки».
Портрет Дзержинского находится в самом сердце музея, посвящённого памяти елецких чекистов, смершевцев и истории становления всего липецкого управления. Он расположен в новом здании елецкого подразделения госбезопасности на улице Октябрьской.
Создатель музея, подполковник начальник горотдела регионального управления ФСБ в 1980–2012 годах Виктор Митрофанович Кузубов, по крупицам собирал старинные вещи для будущей
Запуск механизма
Рассказ о елецких чекистах Виктор Кузубов начал с предыстории. Липецкой области во времена революции ещё не существовало — она была образована в 1954 году. Поэтому история липецкой контрразведки берёт начало именно в Ельце.
В 1918 году город входил в состав Орловской губернии. Тогда Елец был (и остаётся сейчас) связующим транспортным звеном между Москвой и другими регионами: здесь располагался важный железнодорожный узел.
1 июля 1918 года Елецкий Совет народных комиссаров принял решение о создании Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. В городе появились райсовет и трибунал при воинских частях, последний выполнял функцию того самого карающего меча революции. Главная задача ЧК — борьба с бандитизмом, саботажем и ликвидация любых контрреволюционных действий.
Стать чекистом
Людей в ЧК набирали по анкетным данным. Особенное внимание уделяли настроениям человека: его преданности делу революции, наличию или отсутствию контрреволюционных элементов в числе близкого окружения.
— Затем шёл личный отбор. Смотрели, насколько человек способен выполнять поставленные задачи, — объяснил Виктор Кузубов. — Что касается характера — важно быть любознательным, интересоваться всяческими процессами, явлениями. А если он равнодушный и спокойный, вряд ли он мог подойти.
Женщин на службу тоже брали, но в основном на должности машинисток, секретарей, делопроизводителей. В самой контрразведке их было мало. Для разведки женщины должны иметь выдающиеся способности: быть отчаянными, смелыми, решительными, с высоким уровнем интеллекта. Внешне — симпатичными. И, как бы грустно ни звучало, без семьи, так как это главный рычаг возможного давления.
Памятка чекиста
Основные требования к первым сотрудникам ЧК из памятки 1918 года:
«Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым. Не кричать, быть мягким, однако, нужно знать, где проявлять твёрдость… Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допустить нарушение его, если он сам это делает, то он никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов комиссии».
Когда дорога нелегка…
Сведения о своих предшественниках Виктор Митрофанович помнит наизусть. Это и неудивительно: он собирал документы, архивные сведения о них, а впоследствии вместе с другими ветеранами ФСБ выпустил несколько книг.
ДОСЬЕ. Виктор Митрофанович Кузубов. Подполковник. Начальник елецкого горотдела регионального управления ФСБ в 1980–2012 годах. Родился в 1954 году в посёлке Челюскинец Краснодарского края. В 1976 году окончил институт железнодорожного транспорта в
Кузубов показывает на одну из самых старых фотографий. Это первые сотрудники елецкого ЧК. На них ещё нет специальной военной формы, лица напряжённые, будто не совсем понимающие, что им предстоит. И, если бы не транспарант с символичной надписью «Когда дорога нелегка, нужны крепкие колёса и хорошая чека», их можно было бы принять за простых работяг со станции. А со снимка, датированного 1929 годом, на меня смотрят уже совсем другие лица: уверенные, решительные. На каждом — форменная шинель и будёновка.
— Один из ярких представителей того времени — первый руководитель подразделения транспортной ЧК по станции Елец Сергей Львов, — рассказывает Виктор Митрофанович. — Это был бесшабашный человек (в хорошем смысле слова), энергичный, волевой. Львов решал задачи в период нашествия Мамонтова на Елец — в августе 1919 года.
Следуйте за мной
Накануне захвата Ельца Сергей Львов организовывал отправление поездов, уничтожал важные документы.
— Прошу с картой и опердокументами проследовать за мной! — приказал переодетый чекист.
— Слушаюсь, господин полковник. — Офицер прихватил с собой портфель и поспешил за «полковником». А дальше — дело техники. Львов оглушил офицера, забрал ценные бумаги и скрылся. Вскоре он доставил документы Яну Фабрициусу, который командовал в регионе войсками Красной армии.
Военный узел
И таких историй о находчивости елецких чекистов множество. Особое внимание в своём рассказе о предшественниках Виктор Кузубов уделил страшному и непростому периоду — Великой Отечественной войне. Сотрудники контрразведки не щадили себя. Они выполняли опасную и сложную работу. От неё зависели не только важные служебные операции, но и судьбы тысяч людей. Чекистам Орловской губернии противостояла сильная разведывательная группировка фашистов в составе Абвера, спецгрупп,
Совершенно секретно
Одним из организаторов обороны Ельца стал начальник горотдела НКВД Николай Васильевич Карпов. Он руководил разведработой. Вся ответственность по оперативному обеспечению и жизнедеятельности Ельца легла, по сути, на его плечи.
На одном из документов музея раньше был гриф секретности. Сейчас его сняли, но имя партизанки, которую зверски замучили фашисты, в бумагах так и не раскрылось. Упоминается лишь её партийное прозвище — «Белка». Можно лишь предполагать, насколько ужасной была её смерть. Непосильная физическая нагрузка, психологическое напряжение, знания о замученных сослуживцах и невинных людях так сильно сказались на здоровье Карпова, что он умер в 1943 году.
Ещё одна легенда отдела — капитан госбезопасности Владимир Казаков. В его послужном списке десятки важных стратегических и диверсионных операций. Виктор Митрофанович перечисляет лишь несколько из них:
— Группа оперативников во главе с ним в 1941 году взорвала мост на шоссе Дмитриев — Дерюгино. Через год его диверсионная группа пустила под откос немецкий воинский эшелон. Казаков изобличил сбежавшего из отряда партизана, обеспечивал регулярную разведку в городах Курской области. Он мог бы быть прототипом героев фильмов или книг о войне.
Смерть шпионам
В апреле
Менялись и методы противника: гитлеровцы стали уделять большое внимание
Представители елецкого горотдела безопасности служили в «Смерше». Один из них — коренной ельчанин Леонид Мочёнов. Вместе с другими военными чекистами он обеспечивал разведку для нанесения ударов по врагу мобильными миномётными дивизионами — теми самыми «Катюшами».
Все операции готовились «Смершем» в строжайшей тайне. В чекистском обеспечении нуждались и люди: лётчики, артиллеристы, и предприятия, например Липецкий тракторный завод, на котором ремонтировали танки и собирали легендарные
Бдительность для чекистов была во главе угла. В то время на станции в каждом поезде у людей проверяли документы. Вокзал оцепляли, а сомнительных лиц сразу задерживали.
Рельсовая атака
С марта 1943 года органы контрразведки отметили резкое усиление немцев. Задержанные шпионы признавались, что их главной целью стала не разведка, а диверсии — взрывы железнодорожных мостов, складов с боеприпасами. Чекисты понимали: враг стремился парализовать работу железной дороги. Позже выяснится, что перед операцией «Цитадель» (её целью был разгром войск на Курской дуге) фашисты собирались развернуть «рельсовую войну».
Однако елецкие чекисты устроили противнику свою «рельсовую атаку». Благодаря бдительности не только сотрудников, но и самих местных жителей, за все военные годы на территориях, вошедших в Липецкую область, не произошло ни одного крушения поезда.
Книга памяти
Виктор Кузубов в одной из книг, написанной в соавторстве с коллегой Анатолием Березневым, отметил, что «
— Нужно сохранять память — это необходимо нам, живым, нашим детям и внукам, — подчеркнул Виктор Кузубов.
Действительно, ведь никогда не знаешь, как именно повторится история и какие подсказки мы можем получить из книги прошлого.
Текст: Анна Дикарева
Фото: автора и Министерство обороны РФ