Симфония красок и камня
О том, как живопись и скульптура слились воедино благодаря Русскому музею.
Идея выставки изначально зародилась в Русском музее, там же впервые структурировалась в 2021 году. И, надо сказать, считалась одной из провокационных. Смелостью веяло от взаимопроникновения двух видов художественного искусства с разной «азбукой» выражения себя: пейзажа и скульптуры. Однако и художники, и искусствоведы, и зрители признали естественность такого объединения, так как любые виды искусства исходят из одной точки — человека. Выставочный проект «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже» (6+), ранее представленный в Мраморном дворце Русского музея, 9 февраля занял в несколько камерном варианте пространство Липецкого областного художественного музея.
Пейзажисты выходят в объёмы
Такое соединение — это «умный выбор», обогащённое понимание мира художниками и скульпторами. А в нас оно открывает те клапаны, через которые это расширенное, обогащённое входит в нашу душу.
— Получился синтез, — рассказывает приехавшая в Липецк на открытие выставки заведующая сектором скульптуры
Синтез переживаний
Директор Липецкого объединённого
— Аккумулируется энергия двух видов искусств, повышается вибрация жизни, рождается нервное (в хорошем смысле слова) понимание окружающего мира, — комментирует Ольга Буева. — А у нас заинтересованный, думающий, внимательный зритель. Нам очень хочется, чтобы посетители прочувствовали эту выставку. Мы хотим работать для этого и рады такой возможности.
Предстояние перед миром
Заходишь в зал экспозиции — и уходишь сразу в бесконечное пространство: слепящее, звонкое пространство городов с парками, деревенских изб, полей. Всё это показано либо обширно — и никого не видишь, будто само небо сюда проникло. Либо концептуально, с акцентом на деталь, в результате чего рождаются аллегории внутри себя. Стоишь в состоянии потрясения перед этим миром бесконечности и одновременно внутри себя путешествуешь, внутри себя прокладываешь путь, внутри себя расширяешь.
Как ребёнок с композиции Егора Плотникова «Снег», сочетающей масляную живопись и скульптуру из дерева и
Смыслообразующие элементы
Этот принцип подтвердил на открытии выставки московский художник Владимир Наседкин:
— Многие художники считают, что главное их произведение — лёгкое дыхание. Есть экспозиция, стиль, но основное — это та поэзия, за которой не видно художника, когда он работает как бы на одном дыхании и присутствует в своих работах одним дыханием.
Владимиру Наседкину отдан целый зал выставки, где разместилась его видеоинсталляция из водяных струй, стекла, камня. Композиция называется «
Простодушно, но не легковесно
В Липецк привезены работы и других мастеров, составляющих славу и гордость российского искусства. Мощный мастер, которая наряду с коллегами совершила в
И пройдём сквозь звенящее сталью «Поле» Алексея Лебедева, который работает в сочетании стекла и металла. Ощутим шелест сухих трав.
А Владимир Гориславцев с помощью шамота и эмали создаёт дивное «Отражение» тихого, тёплого города — ощутим его. И скажем спасибо двум музеям — Русскому и Липецкому за жажду порадовать зрителей. По наблюдению Владимира Наседкина, открытие выставки в Липецке собрало гораздо больше посетителей в соотношении к одному экспонату, чем в
Выставка «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже» продлится в Липецком областном художественном музее до 20 марта.
Текст: Светлана Чеботарёва
Фото: Александра Пастушенко
газета «Первый номер» № 6 (481) от 13 февраля 2024 года