Школьный дресс-код
Единая форма для учеников: за и против.
Школьную форму в России отменили 30 лет назад, но не упразднили саму идею. Именно поэтому все эти годы возникали споры о её возвращении. В прошлом году министр просвещения Сергей Кравцов в очередной раз напомнил о школьной форме как о хорошо забытом старом, намереваясь сделать её обязательной школьной одеждой. Роскачество уже начало работать над новым ГОСТом. Предварительный стандарт на школьную форму планируется утвердить к концу 2024 года. При этом поправки в закон №
Чёрного платья раструбы
Когда речь заходит о прошлом, оно неизбежно окрашивается в розовые тона. Вот и при словах «гимназисты», «институтки» нам представляются жантильные барышни в передниках с лентами в косах или подтянутые юноши в застёгнутых на все пуговицы гимназических мундирах. Но так ли органична и удобна была форма для учащихся царской России?
Внешнему виду институток придавалось большое значение. Воспитанницы Смольного института носили платья определённых цветов, в зависимости от возраста. В 6–9 лет надевали форму кофейного цвета,
До нас дошли мемуары воспитанниц институтов благородных девиц, где они свидетельствуют об испытываемых трудностях в ношении казённой одежды. Зимой температура в классах Смольного института не превышала +16°С, часто термометр опускался и до
Мужская форма по сравнению с женской была более щадящей. Она состояла из фуражки, гимнастёрки и шинели, которые также имели разные цвета. В 1913 году слегка изменился только фасон формы, но не кардинально.
И снова в форму
После революции, в 1918 году, ношение школьной формы отменили соответствующим декретом. Гимназическая одежда стала атрибутом царизма. Да и в послереволюционной разрухе школьная форма смотрелась бы роскошью.
Только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, форма в школе вновь становится обязательной. Для мальчиков она была похожа на военное обмундирование: несколько мешковатый костюм серого цвета, перехваченный поясом с пряжкой. На голове обязательно должна быть фуражка.
Форма девочек напоминала дореволюционную: строгое коричневое платье, сатиновый фартук, тёмные манжеты. Образ советской школьницы дополнялся тёмными лентами в косах. В праздники надевали белый фартук и вплетали белые ленты в волосы. Позже, в
Новый стандарт
Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась более свободной. В 1973 году ввели новый стандарт: брючный полушерстяной костюм синего цвета — старшеклассникам, а младшим школьникам — брюки и куртку.
Девочки младших и средних классов, вплоть до
Так форма просуществовала до 1992 года, когда вместе с развалом СССР официально упразднили и ношение школьной формы в Российской Федерации. Однако некоторые школы
Липецкий дресс-код
Свободная форма одежды просуществовала в липецких школах вплоть до 2013 года, когда на ассамблее родительской общественности решили ввести
Правда, в
Инициатива введения единой школьной формы как возврат к корням, истории, разуму и практичности витает в обществе перманентно, вызывая множество за и против.
Социальная справедливость
Ирина Выходцева, преподаватель:
— Я за введение в образовательных учреждениях обязательной школьной формы, так как она:
-
- дисциплинирует учащихся, настраивает на занятия, не позволяет подросткам одеваться вызывающе, помогает сохранять дистанцию «учитель — ученик»,
- вырабатывает коллективизм у учащихся (позволяет им чувствовать себя частью определённого школьного коллектива),
- исключает конкуренцию между учащимися в одежде, сглаживает социальные различия между учениками (устраняет визуальную разницу между учащимися из семей различного материального достатка, позволяет родителям экономить деньги),
- решает проблему и родителей, и учеников «в чём пойти в школу?»,
- позволяет работникам школы, охране отследить посторонних людей. Наличие школьной формы способствует созданию безопасных условий в школе.
Кроме того, отсутствие единой школьной формы может привести к психологической травме у детей, родители которых не имеют достаточного количества денег, поскольку неравенство в одежде способно развивать чувство социальной несправедливости.
Корпоративный дух
Наталия Лодеева, психолог, член Союза писателей России:
— К идее общей школьной формы я отношусь положительно.
Например, одеваясь в спортивный костюм, мы невольно ощущаем готовность к более высокой физической активности. Так же и школьная форма имеет своё психологическое воздействие.
Не секрет, что подчас конфликтные ситуации в современной школе могут быть спровоцированы дорогой одеждой учеников из семей с высоким уровнем доходов. С одной стороны, это может вести к хвастовству, выпендрёжу, с другой — к неприятию
Я думаю, что школьная форма — это «не про уравниловку или муштру». Это про жизненный период, связанный с образованием, обучением детей. Возвращаясь ко временам советской школы, отмечу, что школьная форма не мешала творческому развитию, получению медалей, учебным успехам.
На мой взгляд, идея введения школьной формы хороша, но лишь с условием, что её реализация будет воплощена с обязательным учётом непременных факторов:
-
- форма должна быть удобной, красивой, выполненной только из натуральных материалов (а не искусственных, пусть даже и «дышащих»). Синтетику использовать нельзя, ведь главное — забота о детском здоровье;
- костюмный ансамбль должен включать в себя различные варианты. Например, для девочек
- юбки, брючки, платья, сарафаны. Могут быть жилеты, пиджаки. То есть должен быть выбор, соответствующий предпочтениям ребёнка.
И уж, конечно, неприемлемы никакие карательные меры
Таким образом, звучащая нынче идея про общую школьную форму в нашей стране интересная, но всё зависит от реальных возможностей и качества её воплощения.
Липчане говорят о форме
Александр Плотников, ученик 9 класса школы № 20:
— Я не против школьной формы в целом. Мне нравится деловой стиль одежды, главное — не перегибать палку: дети не хотят быть одинаковыми, лишёнными индивидуальности. Не знаю, допустимо ли словосочетание «индивидуальная форма», но я именно за такую! То есть пусть будет определённый норматив для школьной формы, например пиджак и брюки синего, или серого, или ещё
Анна Юшина, мама ученика 2 класса школы № 34:
— Вижу преимущество школьной формы в том, что она обеспечивает некое социальное равенство. Если без школьного
Алина Мишина, ученица 8 класса школы № 63:
— В нашей школе есть не форма, а стандарт школьной одежды: верх — нежных оттенков (голубые, розовые, бежевые и другие неяркие тона блузок), а низ можно надевать любых цветов. От введения строгой
Карина Акопян, ученица 10 класса школы № 69:
— Я не за и не против того, чтобы была форма в школе. Если ученик будет сидеть за партой, например, в ярком свитере или пиджаке, то неужели это
Оксана Кулешова, мама ученицы 11 класса гимназии № 12:
— Я сама застала школьную форму, когда училась в младших и средних классах. Мне она нравилась. Платья не были безликими: можно выбирать фасон, вариант воротничков, фартуков. Помню, фартуки были шерстяными, гипюровыми или даже сшитыми из широких капроновых лент. Смотрелось это очень красиво. Форма мальчиков не отличалась разнообразием, но выглядела сдержанно и достойно. В школе моей дочери есть установленная форма одежды. Считаю её удачной. Форма подчёркивает статус и достоинство ученика.
Галина Меркулова, учитель русского языка и литературы школы № 4:
— Я однозначно за школьную форму. Она дисциплинирует. Сразу видно, что это школьный коллектив, а не группа подростков, непонятно с какой целью собравшихся. Форма — это красиво. Посмотреть на прилично одетых людей всегда приятно. Разноцветные лохмотья сегодняшние безвкусные — они не показатель свободы, а элементарная распущенность. Одетые в балахоны подростки не индивидуальные, а безликие. Вроде в разном, а все на одно лицо.
Ирина Клименко, мама ученика 8 класса гимназии № 12:
— Школьная форма нужна детям! Как человек рождается в определённой «одежде», так и, переживая следующий важный этап своей жизни, школьный, он ходит в определенной одежде — школьной форме, которая не должна выделять его, отвлекать от дела. Пусть это будут разные фасоны платьев: приталенные или прямые, юбки в складку, трапеции, на разные фигуры нужны разные фасоны — но это будет форма одного цвета, и благодаря этому дети будут выглядеть единой командой. Школа — это место, где нужно стараться выделиться умом, а не модной вещицей.
Текст: Светлана Кушакова
Фото: Сергей Паршин, fishki.net, maximonline.ru, jf.spbu.ru