Право на переправы
Корреспондент «Первого номера» решила уточнить состояние городских мостов.
Вечером 26 ноября на мосту через Каменный Лог
Мониторинг против коллапса
На прошлой неделе в Общественной палате Липецка провели представительную конференцию «Мосты и путепроводы — строительство, содержание, современные технологии». Пригласили дорожников, учёных, разработчиков современных технологий и материалов из Липецка, Воронежа,
И хотя последнее время о необходимости ремонта, например, Октябрьского и Сокольского путепроводов не говорил только ленивый, на конференции подчеркнули: липецкие мосты под серьёзным присмотром. Мало кто из наших соседей, даже Белгород, может похвастаться подобным. Однако, чтобы организовать постоянный мониторинг состояния путепроводов, липецким учёным пришлось как следует постараться.
— Мы 20 лет доказывали: такая работа необходима, — заявил действительный член академии транспорта РФ почётный дорожник России профессор ЛГТУ Борис Бондарев. — Мнение, что мост надо поставить и он простоит 100 лет, — это миф. За мостами надо следить и вовремя их ремонтировать. Пренебрежительное отношение к путепроводам приводит к тому, что может наступить коллапс. В нашей системе мониторинга участвуют учёные Воронежа и Липецка. В этом году, например, детально обследовали Петровский мост. Так что Липецк, в отличие от многих, развивается в правильном направлении.
— Как вы думаете, где дела по мостам обстоят хуже всего? В России? Нет, в Германии, — прокомментировал «Первому номеру» профессор член президиума Российской академии транспорта, главный эксперт ФАУ «РОСДОРНИИ» (Москва) Андрей Кочетков. — В прошлом году там начался мостопад.
В своё время по большому траншу одновременно построили большинство мостов. Всё сделали с немецкой точностью, будучи абсолютно уверенными в качестве работ. Не учли одного: состояние любых мостов нужно мониторить. И, как было заложено нормативами, мосты выработали ресурс. Там сейчас закрывают путепроводы, наступает транспортный коллапс. У нас в России всё распределено в пространстве и времени. Про Липецк могу сказать: тут постоянно идут обследования, анализируют состояние объектов, дают рекомендации.
Хозяйство, что требует присмотра
Если простому липчанину задать вопрос, сколько в Липецке мостов, он, пожалуй, растеряется: пять? 10? Оказывается, целых 22: 18 автомобильных и четыре пешеходных.
Среди наших мостов и виадуков (мост над другой дорогой. — Прим. ред.) есть гиганты длиной по 500 м, например Октябрьский и Петровский, и совсем крошки — длина моста через Липовку на улице Октябрьской всего 8,7 м. При строительстве некоторых применяли уникальные технические решения. Например, для Петровского моста насыпали дамбу, общая длина сооружения — около 2 000 м.
Самый старый мост в городе, на улице Советской, который называют «Горбатым», построили ещё в 1948 году. Самый молодой, открытый в
Октябрьский и Сокольский
И на каждый из этих мостов есть паспорт. Благодаря мониторингу делают своевременный ремонт. В 2015 году капитально отремонтировали автомобильный мост через реку Воронеж на
— В самом сложном состоянии сегодня два моста: Октябрьский и Сокольский, — считает почётный дорожник России Андрей Сычиков. — Это основные транспортные артерии. Ещё несколько лет назад плотность потока там составляла до 4 000 единиц транспорта в час. Сумасшедшая нагрузка. Ограничение скорости до 30 км/ч на Октябрьском мосту — очень правильная превентивная мера, которая не даст объекту интенсивно разрушаться. При высокой скорости двух встречных потоков мост начинает колебаться. При меньшей же скорости нагрузка увеличивается, да, но динамика колебаний сокращается. Отрадно, что на ремонт Сокольского моста наконец нашли подрядчика. С момента постройки в 1976 году его ни разу капитально не ремонтировали. Теперь дело пошло.
— На Сокольском мосту подрядчик,
Это не научная фантастика
Современные материалы, технологии завтрашнего дня. Многое из того, что предлагали липецким дорожникам московские, питерские и воронежские гости, пока кажется фантастикой. Например, уникальные гидроизолирующие материалы. Эти пропиточные составы обеспечивают долговечность дорожных и мостовых покрытий. Их используют на МКАДе, применяют в
— Есть технология жизненного цикла моста. Мы производим материал для максимального продления этого цикла, — рассказала заместитель генерального директора по развитию ООО
А вот композитные материалы вместо металла в Липецке уже применяют.
— В Липецке уже стоят наши ограждения на мосту через Каменный Лог. В городе это пока только один объект, а по области много, и в других регионах, на федеральных трассах, на одной только
— На Сокольском мосту будем применять инновационные гидроизоляционные материалы, — рассказал Борис Бондарев. — Они дорогие, но, как известно, скупой платит дважды. Обработаем ими деформационные швы. Вспомните: когда мы 20 лет назад заинтересовались
Производственный контроль
Фёдор Жигаров, председатель Общественной палаты Липецка:
Мостовые проблемы
Борис Бондарев, действительный член академии транспорта РФ профессор ЛГТУ:
— Понятно, что всё упирается в деньги. Если бы у нас было достаточно средств, можно было бы навести лоск в мостовом хозяйстве города. Понятно, что в первую очередь провели бы капитальный ремонт Октябрьского моста. На это нужно больше 2 млрд рублей. Нуждается в ремонте и «Горбатый» мост на Советской, нужно
Текст: Марина Карасик
Фото: Сергей Паршин