По дороге в «Сколково»
Липецкие компании представили свои инновационные разработки.
Эксперты Фонда «Сколково» провели в Липецке
Дорога в лидеры
В первую очередь сколковским экспертам презентовали уже раскрученные бренды компаний, которые выросли в липецком «Технопарке» и работают на рынке уже несколько лет. Генеральный директор «ИнтерЭкоТехнологии» (IETC) Дмитрий Левченко, занятый производством светодиодного оборудования, рассказал об организации производства инновационных промышленных, магистральных, аварийных и фитосветильников. Компания «ИнтерЭкоТехнологии» начала работать в 2015 году и первое время ввозила светодиодные светильники из Китая. Сегодня она поставляет свои светильники за рубеж — в Казахстан и Узбекистан. В прошлом году продукцию IETC внесли в реестр Минпромторга, что указывает на соответствие предприятия российским стандартам и требованиям.
Ещё лет
— Мы, — рассказывает Левченко, — закрываем по свету все направления, начиная от административных зданий и заканчивая промышленным и уличным освещением. Причём каждый год свет становится всё более энергоэффективным. Это отрасль, которая не стоит на месте. И мы идём в тренде со всеми мировыми изменениями.
Чтобы было понятно, насколько серьёзно компания «ИнтерЭкоТехнологии» заботится о соответствии своего продукта образцам мирового уровня, достаточно сказать, что один из членов команды живёт во
Деньги давать можно
Пример «ИнтерЭкоТехнологии» показывает, как быстро растут компании, которые занимаются инновационной деятельностью, если в них вкладывать государственные деньги, или, говоря
В 2020 году, рассказывает Дмитрий Левченко, компания заработала 31 млн рублей. Это был не самый удачный в финансовом отношении год, потому что тогда началась пандемия и практически на всех предприятиях упала выручка. Но в том году «ИнтерЭкоТехнологии» получила грант Фонда содействия инновациям, увеличив в 2021 году выручку больше чем в два раза — до 68 млн рублей. В
— Это планируемый, прогнозируемый объём выручки, — говорит он. — Но 320 млн — это пессимистический прогноз, потому что в «Битриксе» (портал для управления бизнесом в едином цифровом пространстве) у нас проектов на сегодняшний день примерно на 600 млн рублей.
2024 год Левченко считает ключевым для своей компании. Он планирует инвестировать в производство в районе 500 млн рублей: 200 млн потребуется для расширения на три тысячи кв. м производственных площадей и 300 млн — на закупку нового оборудования. Если, конечно, всё сложится удачно, это позволит «ИнтерЭкоТехнологии» в 2027 году выйти на выручку в 1,12 млрд рублей. Не совсем корректное сравнение, но несопоставимый по мощностям с компанией «ИнтерЭкоТехнологии» липецкий производитель электрокаров «Моторинвест» ещё совсем недавно имел годовую выручку на уровне 2,5 млрд рублей.
Без химии
Из других давно известных брендов, разработанных в Липецке, экспертам «Сколково» презентовали продукцию компании «Эколайн», которая занимается разработкой и производством микробиологических препаратов и удобрений для сельскохозяйственных культур. С 2015 года в лаборатории «Эколайн» создали уникальные микробиологические препараты для защиты и питания растений. Речь, например, идёт о микробиологическом удобрении «Экорик», которое ускоряет рост и развитие растений и увеличивает их продуктивность. Сейчас «Эколайн» регистрирует биологический фунгицид, который помогает защищать растения от грибковых заболеваний.
В России сегодня средства защиты растений выпускают несколько крупных отечественных компаний. Среди них липецкий «ШАНС ЭНТЕРПРАЙЗ», который каждый год показывает максимальный рост выручки. Но все они производят химические препараты, а «Эколайн» разрабатывает биологические. По эффективности они не уступают химическим, но с точки зрения безопасности для здоровья человека превосходят их. Правда, когда новый биофунгицид «Эколайна» появится на рынке, пока не ясно.
— Сейчас идёт регистрация препарата, — рассказывает собственник компании Константин Рогатнев. — Это долгий процесс, потому что, к сожалению или к счастью, у нас Минсельхоз выставляет очень жёсткие требования — нужно сначала провести двухгодичные испытания.
Новое направление
В этом году Рогатневу предложили заняться производством компонентов для изготовления красных вин. Красные вина, по словам специалистов, проходят два этапа брожения — сначала спиртовое, а потом молочнокислое, у виноделов оно называется «мalo» — от слова яблоко. В вине, прошедшем спиртовое брожение, пишут в справочниках по технологии производства вин, остаётся кислота, которая вяжет рот, так же как незрелое яблоко, а молочнокислые бактерии, попросту говоря, съедают эту кислоту и делают вино более пресным.
— Я провёл переговоры с крупной винодельческой компанией «Алвиса», — говорит Константин Рогатнев. — У неё есть интерес работать с нами, потому что сегодня не только она, но и все винодельческие заводы на 99,9% получают этот препарат из Франции или Дании. То есть наши виноделы полностью зависят от импорта, и мы попытаемся решить эту проблему — для этого есть всё необходимое. Я не хочу сказать, что мы прямо завтра займёмся этой темой, но имеем её в виду и готовы взять под неё гранты.
Молодёжь не отстаёт
Свои проекты сколковским экспертам показали Инжиниринговый центр 3DPRO, который занимается
Покупаем дёшево
«Элмейс» презентовал электронную торговую площадку или, как сказал лидер команды Александр Колупанов, «некий
— Всё это не попадает под закон о лотереях и азартных играх, — специально уточнил Александр Колупанов. — Мы консультировались в крупной юридической компании, которая специализируется на работе в сфере
Интересно, что у экспертов этот проект, не имеющий на сегодняшний день аналогов, вызвал повышенный интерес, они даже договорились обсудить некоторые детали сразу после
Всем за парты!
Команда Михаила Колесникова рассказала экспертам о
— Обучающие
Зачем всё это нужно
Всё это связано с необходимостью развивать импортозамещение и не просто
Как считали ещё два года назад учёные института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, инновационное развитие российской экономики осуществлялось недостаточно интенсивно. Главным образом это было связано с недостатком средств на инновационную деятельность. Высокая стоимость нововведений и недостаток собственных денежных средств, писали они, ограничивают инновационную активность почти половины действующих инноваторов (47,5%).
Государство, в
С другой стороны, наши предприниматели понимают, что уход с российского рынка американских и европейских компаний даёт им возможность стать на нём хозяевами. Но это не значит, что наступил «день открытых дверей» и теперь каждый, кому хочется, может зайти на рынок и продавать свои продукты. Чтобы туда пробиться, или, лучше сказать, чтобы тебя оттуда завтра не выкинули конкуренты, нужно, чтобы твои товары были инновационными.
— Я считаю, что бизнес всегда подстраивается к современным реалиям, требованиям и веяниям, — говорит Дмитрий Левченко. — И если
Текст: Виктор Унрау
Фото: Сергей Паршин,