По обе стороны руля
Взгляд на местное такси пассажиров и водителей.
Такси на улицах всё больше. А таксистов, с которыми хочется ездить, — всё меньше. Это странный бизнес: вроде бы на виду, но в то же время в полутени. Найти управу на недобросовестных водителей такси не могут ни полиция, ни ФАС, ни прокуратура. Там просто нет жалоб от клиентов. Cами таксисты страдают от произвола агрегаторов и в случае ЧП на маршруте остаются одни со своими бедами и проблемами.
«Эконом» по цене «комфорта»
Алексей работает таксистом с 2003 года. У него диплом строителя, он окончил ЛГПУ, но в профессии, говорит, «не прижился». За годы в такси сменил уже несколько железных коней. Сейчас у него трёхлетняя «Киа Рио». Чистая снаружи, аккуратная внутри. Коврики натёрты до блеска, в салоне лёгкий цветочный аромат. Да и сам водитель производит приятное впечатление: свежая
— Это уважение не только к пассажиру, но и к себе, — объясняет таксист. — Я чаще всего езжу в классе «эконом», там заказов больше. Да, обеспеченные люди выбирают «комфорт» или даже «бизнес», но, по моему мнению, пассажиры «эконома» ничем не хуже. Меня часто благодарят, ставят «пять звёзд», оценивая поездку. Это приятно.
До сих пор жутко
К сожалению, типичным водителем такси Алексея не назовёшь. У каждого из нас немало примеров из собственного опыта, когда поездка в такси была так себе удовольствием. Иногда на заказ приезжает такая колымага, что удивляешься, как она ещё не развалилась, впечатление дополняет водитель в растянутых трениках и сланцах. Бывает, водители курят за рулём, едят и пьют прямо по ходу движения. Или бывают слишком болтливыми. Как правило, такое встречается в
— При вызове такси я выбрала опцию «за наличные», — рассказывает Анна Чернышова. — И уже когда ехала, вспомнила, что потратила наличку, и по пути переключилась на «оплату по карте». Водитель, заметив это, просто рассвирепел: «Выходи из машины!» — «Какая вам разница, я же не отказываюсь платить» — «Выходи, сказал!» И вот тут мне стало страшно, — вспоминает девушка. — Он блокирует двери и говорит: «Ну и ладно, не хочешь, не надо. Сейчас ко мне домой поедем!» Я хмыкнула, мол, подумаешь. Виду не подала, что боюсь. Но мне до сих пор жутко становится, когда это вспоминаю. Он потом остановился прямо посреди улицы, подбежал ко мне и просто вытолкал из машины. Я описала этот случай в жалобе в службу поддержки. И что? Понятия не имею, приняли ли к нему
Легко ли сесть за баранку
Те, кто постарше, помнят: в советское время таксисты были элитой. Тогда водители делились на любителей и профессионалов, последним присваивали классы — квалификационные категории. Чтобы сесть за руль автобуса или такси, водитель должен быть иметь права первого класса, стаж не менее 10 лет и пройти специальное обучение. Сейчас же стать таксистом элементарно. Хотя на бумаге всё выглядит
Получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Липецкой области могут ИП или юридические лица, пояснили «Первому номеру» в региональном управлении дорог и транспорта. Необходимо заполнить заявление и приложить к нему копии паспорта заявителя и свидетельства о регистрации транспортного средства. Заявление можно подать в любое отделение УМФЦ, привезти в управление лично или заполнить на «Госуслугах». В течение восьми рабочих дней сотрудник управления осуществляет межведомственные запросы, проверку документов, выписку и направление счёта на оплату за выдачу разрешения и подготовку бланка разрешения. Срок действия разрешения — 5 лет. В соответствии с приказом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 27 ноября 2020 года №
Одним кликом в перевозчики
По данным того же управления, с 2011 года по нынешний день лицензии на перевозку пассажиров получили больше 11 000 автомобилей — все они собраны в особом реестре, с указанием госномера и данных владельца. Действующих разрешений около 500. И это на всю область. Легко прикинуть: на самом деле машин с шашечками на боках гораздо больше. А ведь многие «таксуют», не нанося обозначений и не ставя колпак на свою машину.
— Чтобы работать в такси, достаточно иметь доступ к программе. Подключиться к ней можно в любом центре подключения, по городу их десятки, — заявляет тот же таксист Алексей. — Приходишь в любой центр, с собой права и документы на машину. И всё. На стаж никто не смотрит, берут даже выпускников автошкол.
— Какие условия работы?
— 21% с заказа водитель отдаёт. 3% идут таксопарку, тому самому центру подключения, 18% — «Яндексу». Есть фиксированные тарифы, выходишь на смену на 6 или 12 часов и платишь фиксированную сумму.
— А если машина в аренде?
— То же самое, но плюсом полторы тысячи в день таксист должен за аренду отдать. Ездить на аренде — это просто каторга. Ты как раб на галерах.
— Вы должны проходить техосмотр машины и медосмотр перед каждым выходом в рейс. Это выполняется?
— Вы что, смеётесь? Никто за этим не смотрит, одно
— В Липецке только
— Остался ещё «Максим». Раньше было больше компаний, всех «Яндекс» под себя подмял.
— Можно ли разбогатеть, работая в такси?
— Нормально себя чувствовать можно, разбогатеть нельзя. Чтобы разбогатеть, нужно приобрести несколько машин и сдавать их в аренду водителям. Такой маленький, но крепкий бизнес.
— В реестре такси на сайте управления дорог и транспорта есть люди, на которых зарегистрировано по несколько десятков машин такси. Наверное, это выгодно?
— Не знаю,
ПДД не для нас
Что раздражает людей в таксистах?
За 10 лет тарифы таксистов упали в 2,5 раза, а цены на бензин и автомобили выросли. В таких условиях водители готовы работать на износ. Случается, они работают по 14–16 часов подряд, бывает, и больными. Ведь «контора» не оплачивает им ни больничных, ни отпусков. На то, что, работая в условиях потогонной системы, они подвергают риску не только себя, но и пассажиров, все как бы закрывают глаза.
Ещё одна беда — нежелание таксистов возить маленьких детей. Заказать такси с детским креслом — проблема. В такси используют самые дешёвые кресла, куда сажать ребёнка просто страшно. Некоторые вообще считают, что родители с детьми обязаны таскать автокресло с собой.
Вместо улицы Плеханова — в Плеханово
Проблемой для липецких такси становится и то, что всё чаще за рулём встречаются приезжие из бывших советских республик, которые на русском языке объясняются с трудом. Многие плохо знают город и полагаются на навигатор, но в некоторых районах, например в новых
— Мы с подругой ехали с улицы Титова до улицы Плеханова, — рассказывает Алина Боровских. — Конечный пункт поездки у таксиста появился, только когда он нажал в программе кнопку «пассажир в машине». И началось. Он сначала ворчал, мы не поняли, почему, а в районе самолёта вообще говорит: «Выходите из машины, я вас за 170 рублей туда не повезу!» Мы в шоке, на работу опаздываем, говорим, зачем же вы брали этот заказ, у вас в программе цена сразу была указана. Ну, едем. Смотрю: на Зегеля не свернул, все возможные повороты пропустил, к Шкатова подъезжаем. Я спрашиваю: «Куда вы нас везёте?» — «Как куда? В Плеханово!»
Не обманешь — не поедешь
Любимая «фишка» таксистов — отправлять уведомление о прибытии на место заранее, чтобы получить побольше денег за простой, который должен оплачивать пассажир. Случается, к заказу приписывают и лишние платные опции — за перевозку животного, багажа, использование детского кресла и прочее.
— Мы с двухлетним сыном были в травмпункте в 19 микрорайоне, — рассказывает Виктория Колыхалова. — Дело было в феврале, холодно. Вызвали такси по детскому тарифу, с креслом. Смотрю по карте — таксист петляет, то там остановится, то там, никак не подъезжает. Я пытаюсь ему позвонить, он трубку не берёт. Минут 15 уже ждём, ребёнок нервничает, плачет, описался. А таксист остановился
— «Яндекс» ставит водителей в такое положение, — объясняет Алексей. — Есть такая функция — активность водителя. При определённом статусе он видит маршрут полностью, в том числе и конечную точку. А когда нет этого статуса, то видишь, только откуда повезёшь человека. Так что если путь слишком длинный, да в час пик, гораздо выгоднее не выполнить этот заказ, а сделать за это же время три коротких рейса и получить больше денег.
Заповеди пассажира
У пассажиров, конечно, тоже есть недостатки, за которые их не любят таксисты. Некоторые долго не выходят к поданной машине, забывая, что для таксиста поговорка «время — деньги» не пустые слова. Грубят водителю и чувствуют себя «королями», не забывая напомнить, что «клиент всегда прав». Садятся в такси в сильно нетрезвом виде — кстати, в этом случае таксист может отказаться от поездки, и его не накажут.
Хороший способ высказать своё отношение к уровню сервиса — поставить оценку водителю после поездки. Можно оставить и комментарий в программе или оставить отзыв в интернете. Это реальный способ повысить качество услуг таксистов. Хороший вариант и отказаться от поездки, если вас
На законные рельсы
Недавно Владимир Путин утвердил запрет на работу в общественном транспорте, в том числе в такси, людей с непогашенной судимостью. Теперь работать таксистами не смогут люди, осуждённые за убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, преступления против половой неприкосновенности личности, грабёж и разбой.
Наш президент не понаслышке знает о нелёгкой стезе таксиста — в
Текст: Марина Карасик
Фото: Оксана Макарова
и с сайта vk.com/gettlipetsk
ru.freepik.com