Успеть за 121 день
Израсходовать 748 млн рублей на дороги по «БКД».
Весна
Операция «Центр»
По программе «БКД» в Липецке отремонтируют 22 дороги: пять — в центре, 17 — на окраинах. Начнётся всё с центральной части города. Это участок улицы Зегеля, соединяющий Соборную площадь с кольцом площади Плеханова. Под первый этап попадут также улица Интернациональная на участке от Сапёрного спуска до Зегеля (рядом с бывшим ЦУМом), небольшие участки улицы
— Центр города поставили в первую очередь ремонта
Все в объезд!
Вслед за этим начнутся масштабные работы на улице Плеханова. Это единственная магистраль города, которая в текущем году будет перекрыта для ремонта. Но не целиком. Останавливать движение будут в два этапа. Сначала перекроют участок от Плехановского пассажа до первого перекрёстка. Затем подрядчик зайдёт на Желябова, отремонтирует улицу Пролетарскую. Второй этап перекрытия — от Желябова и до пересечения с улицей Гагарина. Однако непосредственно сам перекрёсток Гагарина — Плеханова ремонтироваться не будет.
— Это зона КРТ (комплексного развития территории). Здесь в перспективе могут начаться строительные работы. Мы опасаемся, что отремонтируем этот участок, а строители могут его просто разбить. Поэтому пока будем держать его на контроле в плане ямочного ремонта, впоследствии включим в нацпроект, — пояснил глава департамента.
Фишки улицы Плеханова
Одна из причин масштабного ремонта улицы Плеханова — просьба жителей поставить светофор на переходе у
На противоположной от
Над площадью Плеханова появится «Чистое небо». Это проект по капитальному ремонту системы освещения. Поменяют световые опоры, светильники, линии электроснабжения. Но главное — провода больше не будут висеть над головами жителей и полностью уйдут под землю.
— Помимо этого в рамках «БКД» мы проведём ремонт освещения на улицах Желябова и Пролетарской, — добавляет Николай Дергунов. — Здесь «Чистого неба» не будет, но мы постараемся сделать ремонт более качественным, а среду — комфортной для проживания.
Ещё одна из особенностей ремонта улицы Плеханова — он будет комплексным, то есть в порядок приведут весь внешний облик. Каким он будет, решать самим липчанам на публичных слушаниях. Об этом мы подробно расскажем уже в следующем номере.
Ремонты, которых ждали
Глобальный второй этап — работы на городских окраинах. Стартуют они в конце
У
— Мы прекрасно знаем ситуацию. В прошлом году прошла комплексная диагностика всей
От липчан — активность
Впрочем, липчане и сами могут повлиять на ситуацию. Именно их активность позволит включить аварийную дорогу в перечень работ с пометкой «срочно!». Так, жители улицы Украинской в районе ЛТЗ обратились в городской департамент дорожного хозяйства и благоустройства и ОНФ. После встречи с жителями мэрия решила: ремонтировать участок незамедлительно.
— Обращаться можно к нам, в департамент дорожного хозяйства, или к депутату по своему округу, — советует Николай Дергунов. — В прошлом году по моей просьбе депутаты горсовета составили перечень проблемных мест по своим округам, и мы скорректировали трёхлетний план работы.
Залатать мосты
Радостная новость: в рамках нацпроекта «БКД» с этого года теперь начнут ремонтировать и мосты. Их на балансе нашего города 23. Не все они отвечают требованиям безопасности и качества. Первыми ласточками в Липецке должны были стать два — Сокольский и мост через Каменный Лог в районе улицы Терешковой. Но
— Сейчас мы взяли паузу, чтобы актуализировать цену, — поясняет Николай Дергунов. — Вместе с управлением дорог и транспорта Липецкой области ищем источники дополнительного финансирования. Как только их найдём — выходим на объекты. Мост на улице Терешковой должны были отремонтировать в текущем году. Сокольский мост планировали приводить в порядок в течение двух лет — в 2022 и 2023 годах. Мы хотим сохранить все эти сроки. Правительство и администрация области настаивают на том, чтобы работы шли даже с опережением.
Реконструкция 50 лет НЛМК
Улица 50 лет НЛМК попала не под капитальный ремонт, а под реконструкцию. Это более масштабные работы, на которые тратятся сотни миллионов. Реконструкция, которая рассчитана на два года, уже перевалила за экватор. По словам Николая Дергунова, подрядчик сделал самую сложную и грязную работу. Остались, по сути, отделка и наведение красоты.
— Больше всего времени и сил отнимают вынос и замена сетей. Эта работа уже выполнена, — говорит председатель департамента. — Уложены основание дороги, нижний слой асфальта, выставлены бортовые камни. Оборудовано большинство пешеходных зон, смонтированы ливневые канализации, даже поставлено дорожное освещение. По моей информации, подрядчик уже приступил к установке светофоров. Остались мелкие работы в части организации дорожного движения: разметка, ограждение, монтаж остановок. Требуется уложить ещё верхний слой асфальта, но это не займёт много времени.
После открытия дороги на 50 лет НЛМК придётся ремонтировать и объездные пути. Эти участки, взявшие на себя дополнительную нагрузку, автомобилисты активно разбивали и раскатывали. Только в этом году ямочный ремонт здесь проводили уже дважды.
В планах — отремонтировать дорогу по Набережной и второй участок — от магазина «Хомяк» на 50 лет НЛМК до улицы Лутова.
Подрядчики и сроки
Ремонт дорог будут проводить две фирмы — «Инфинити Групп» и ГК «Солидарность». Именно они выиграли торги осенью 2021 года. В отличие от «Строймастера», ремонтировавшего в прошлом году улицу Зегеля, в этих компаниях есть собственная техника и ремонтники. Не придётся привлекать сторонние организации — субподрядчиков, чтобы выполнить работы.
— Конечно, мы понимаем экономическую ситуацию, кризис. Могут возникнуть трудности, — комментирует Николай Дергунов. — Но пока никто из подрядчиков о переносе сроков или проблемах с закупкой стройматериалов нам не заявлял.
По плану сроки сдачи 20 объектов в рамках «БКД» — 31 июля.
Впрочем, это не касается улицы Украинской в районе ЛТЗ и улицы Писарева до «Восточного обхода промышленной зоны». Два этих участка ремонтируются внепланово, за счёт экономии средств. В настоящее время проводятся торги и определяются подрядчики. Ремонт там начнётся чуть позже.
Ямочный ремонт будет проводиться повсеместно, где это потребуется. За год липецкие дорожники «латают» в среднем до 11 000 кв. м дорог.
— У хороших дорог четыре составляющих: современные технологии, современные
Начиная ремонт, нужно прежде всего убрать старую дорожную одежду. Если этого не сделать — работа пойдёт насмарку. У нас традиционно дороги были отсыпаны
И второе — ливневая канализация, с которой в Липецке проблемы. Вы хоть вечные дороги постройте, но, если нет водоотвода, через два года начнут появляться дефекты и повреждения. Где стоит вода, где снег не убирается — ждите проблем, они будут обязательно.
Ну и климат надо учитывать. У нас в последнее время такие зимы, что температура колеблется около нуля: то заморозит, то оттает. Эти температурные качели плохо влияют на материал. Он рассчитан, к примеру, на 100 переходов через 0°С. А в эту зиму их было значительно больше — 500–600.
Но вообще в области дорожного строительства в России в целом сделан большой прорыв. В советское время внимание уделяли дорогам союзных республик, в самой же РСФСР оставляли на потом. Сейчас у нас нацпроекты, федеральные программы. Этот вопрос курирует сам президент. Так что нечего посыпать голову пеплом. В народе любят повторять: «У России две беды». А я всегда добавляю: «Но со второй мы обязательно справимся!»
Говорят липчане
Владимир Сюткин, мастер производства
— С дорог асфальт сходит вместе со снегом. Эти участки не спешат латать, ждут, когда побольше автомобилистов подвески переломают. Впечатление, что те, кто отвечает за дороги, в сговоре с авторемонтниками.
Ирина Чулюкова, предприниматель
— На Соколе, где я живу, по дорогам приходится постоянно маневрировать, выезжая на «встречку», чтобы объехать все кочки и канавы. Сокольский мост — удручающее зрелище: яма на яме.
Дмитрий Белоусов, журналист
— Исходя из своего маршрута, по которому преимущественно езжу, могу сказать: ремонта требуют мост на выезде из Липецка в лебедянском направлении, улицы Папина, Берзина, выезд из Липецка в сторону Воронежа (трасса вдоль Сырского, Хрущёвки, Подгорного, до поста ГИБДД). Однако всё познаётся в сравнении: на фоне соседних регионов у нас дороги ещё в нормальном состоянии. Неправильно будет говорить, что совсем ничего не меняется. Дороги становятся лучше. Хотя бы центральные. Хотя бы немного.
Владимир Макаров, предприниматель
— В центральной части города дороги хорошие, чего нельзя сказать об окраинах. Ужасные дороги на Тракторном, некоторые участки на Соколе. Улица Папина требует расширения и ремонта. Понятно, всё имеет свой срок. Тем не менее властям, я считаю, нужно тщательнее относиться к выбору подрядчика, контролировать исполнение контракта и приёмку работ, привлекать независимых экспертов. Нужно создавать народные дружины, которые своевременно сообщали властям о проблемах дорожной сети.
Анастасия Короблина, многодетная мама
— Особенно не люблю наши дороги весной и в дождливую погоду. Образуются большие стоячие лужи, а под ними — ямы. Пару раз так повреждала колёса. Передвигаюсь в автомобиле с детьми, и менять шины, когда в машине дети, очень сложно. Основные претензии к дорогам Новолипецка, Тракторного, Матырского. Водителям приходится объезжать ямы по встречной полосе. Видно, что рабочие пытаются выполнить ямочный ремонт, но он не всегда спасает.
Наталья Бахолдина, служащая
— Состояние дорог улучшается, но медленно. Заметна работа по обустройству пешеходных переходов. Они появились на окраинах и второстепенных улицах. Обновляется дорожная разметка. Удручает, что в районах, отдалённых от центра, почти везде требуется либо ямочный ремонт, либо замена полотна. Срочного ремонта и монтажа освещения требуют дороги по улицам Вилли Огнева и Коммунистической на Тракторном. Чтобы дороги долго служили, на мой взгляд, нужно как минимум не укладывать асфальт в снег или в дождь.
Максим Коротицкий, водитель
— По сравнению с соседними областными центрами — Тамбовом, Рязанью — у нас не всё так плохо. Конечно, на окраины Липецка заезжаешь или в частный сектор — там нет дорог совсем. Очень плохая дорога от магазина «Новосёл» к заводу «Полимер» по Универсальному проезду. В прошлом году почистили, заровняли срезкой асфальта, а потом забросили, после дождей её размыло. Думаю, улучшить дороги можно, выдерживая все технологии, используя современные материалы и не делая работу спустя рукава.
Светлана Ермакова, предприниматель
— Состояние дорог весной — на троечку. Ямы — на основных дорогах, ямы — во дворах, где их порой нереально объехать. Ямочный ремонт делают тоже интересно: выходят заливать, и тут же едут автомобили. Бессмысленно выглядит. Залили жижу в яму, а что толку? Её всё равно машины растащат! Основные дороги у нас
Константин Пухаев, водитель
— Хочется, чтобы власти к ремонтам подходили более практично. Недоволен новой дорогой на улице Зегеля. Убрали парковочные карманы. Была улица с двумя полосами движения в каждую сторону. Теперь фактически с каждой стороны осталось по одной полосе. Крайние полосы заставлены машинами. Хотелось бы, чтобы власти к ремонту подходили более практично, общались с жителями, не перекрывали бы центральные городские улицы одновременно, делая ремонт, оставляли бы места для объездов и манёвров.
Текст: Юлия Дружинина
Фото: Сергей Паршин